22.03.1709, вт. П., вероятно, в Воронеже.
П., вероятно, в Воронеже*.
Письма и бумаги П.: Ф.М.Апраксин писал К.И.Крюйсу, передавая волю П. из Воронежа в СПб, чтобы до приезда Ф.М.Апраксина в СПб «иметь над флотом морским команду и, как возможно рано, приуготовя флот, выйти в море, не пропуская нималого времени и галерному шаутбенахту [И.Ф.Боцису] повелено быть в вашей команде. А что преж сего оный шаутбенахт отговаривался, будто указ имел от Ц.в. что не быть ему под командою вашею, и о том изволь ведать, указ Ц.в. дан ему такой, дабы Вам в его команде не распоряжаться во время бою и прочих случаях, как было пред тем, что Вы особою своею к нему на галеру приезжали и командовали, и извольте чинить ордерами или сигналами, как надлежит. С г. генерал-майором [Р.В.]Брюсом извольте иметь в службе Ц.в. общее согласие и дабы за какими Вашими между собою противности, как пред тем было, не учинилось повреждения интересу Ц.в.»**; если «неприятель будет сухим путем промысл чинить сильно, как в прошлом году, тогда велено генералу-маеору [Р.В.]Брюсу, оставя 2 полка на Котлине, идти по Неве»[1]; 3. Ф.М.Апраксин писал Р.В.Брюсу о том, что П. приказал ему послать полки из разных городов для обороны Котлина и течения Невы, о строительстве батарей и укреплении крепости Св. Александра, предписано согласовывать действия с К.И.Крюйсом[2].
Комментарий.
* «Дневник пребывания»: П. прибыл в Воронеж, в его присутствии спущено на воду 12 галер и 23 канчабаса, указал «готовить к спуску корабли, оконченные работой, неотделанные конопатить и смолить» и делать все с поспешанием. «И при сем труде изволил пребывать неотлучно, в нощи же на оконченном работою корабле, изволил иметь и упокоение. В Таврове, в Азове и в Троицком по указу Е.ц.в. вооружали флоты и готовили к походу и всечасно ожидали прибытия Е.ц.в.»[3]. В «Журнале бытия»: «Изволил прибыть на Воронеж и в присутствии Е.в. спущены 12 галер и 23 канчебаса»[4].
** С К.И.Крюйсом, имевшим неуживчивый и даже склочный характер, работать было непросто, и только П. мог урезонивать упрямого норвежца. Особенно острым был конфликт К.И.Крюйса с И.Ф.Боцисом – командующим галерным флотом. По воле П. Ф.М.Апраксин писал И.Ф.Боцису, чтобы загасить конфликт с другой стороны: «Ц.в. указал <…> [К.И.]Крюйсу, до моего прибытия, иметь команду над морским флотом, и вы извольте быть ему во всяком послушании и чинить все по его ордерам или сигналам, а что преж сего вы предлагали, будто указ имели от Ц.в. что не быть вам под командою вице-адмирала [К.И.Крюйса], и о том изволь ведать, указ Ц.в. дан вам такой, дабы ему в вашей команде не распряжать во время бою и прочих случаях, как пред тем было, что он приехал к вам своею особою на галеру и командовал, а не сигналами повелевал»[5].
[1] МИРФ. 1. С. 179.
[2] Мышлаевский. Северная война. 1. С. 452-453.
[3] Дневник пребывания. С. 251.
[4] РНБ. Погодин. 1732. Л. 23 об.
[5] МИРФ. 1. С. 180.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.