09/20.03.1716, пт. П. в Гданьске.
09/20.03.1716, пт.
П. в Гданьске, у него в гостях был герцог Мекленбургский Карл-Леопольд[1]. Якоб де Би сообщал из СПб о том, что «несколько дней уже как здесь получены очень положительные приказания Е.ц.в. как можно поспешнее вооружить 12 военных кораблей» и готовить их к выходу в море «с первым вскрытием», о трудностях проведения этого указа в жизнь[2]. К этому времени относится начало скандала с картиной Ганса Мемлинга*.
Разные письма и бумаги: 1. Ф.М.Апраксин – А.Д.Меншикову:«Понеже Е.ц.в. пред своим нынешним походом из СПб на поданных моих доношениях изволил собственною рукою подписать о кроншлотской эскадре, чтоб оную поручить в команду вашу, а вооружить от трех до пяти кораблей или сколько людей будет, того ради, извольте по тому Е.ц.в. повелению исполнить»[3]; 2. Наталия Алексеевна – П. о рекомендации доктора отнять от груди кормилицы Петра Петровича[4].
Комментарий.
* В гданьской церкви Святой Марии (нем. Marienkirche) П. увидел триптих (алтарь) Ганса Мемлинга «Страшный суд» (1473 г.), По-видимому, П. был потрясен шедевром Ганса Мемлинга ( что и не удивительно) и во что бы то ни стало захотел ее получить. Возможно, он знал историю шедевра, захваченного у итальянцев данцигскими пиратами под началом Пауля Бенеке и привезенного в Данциг и (вопреки всем требованиям хозяев (Медичи) и даже буллы папы Сикста VI), так и невозвращенного во Флоренцию. Мог он знать и о тщетных попытках императора Рудольфа II выкупить шедевр. Вместе с тем, П. привык к тому, что хозяева понравшихся П. шедевров с ними расставались, стремясь таким подарком угодить могущественному царю (Готторпский глобус, Янтарный кабинет и др.). Поэтому, П. рассчитывал, что Гданьск пойдет ему навстречу из тех же соображений, да и во искупление давнего греха города-запретной торговли со шведами, и подарит триптих. Примечательно, что искусствовед И.А.Соколова замечает: «Трудно объяснить, почему Петр, известный своей любовью к небольшим, «кабинетным» работам, стремился стать владельцем произведения столь монументальных размеров (вместе с боковыми створками алтарь имеет в высоту 223 и в ширину – более 305 см). Для украшения какого помещения замышлял он использовать эту величественную экспозицию?»[5]. Вопрос искусствоведа кажется праздным, если вспомнить, что переправленная из Пруссии в СПб в 1717 г. Янтарная комната пролежала в людских палатах Летнего дворца до 1743 г. - ставить ее было некуда. В данной ситуации гдатчане уперлись и тогда коса нашла на камень. После отказа подарить (продать) алтарь, П. в 1718 г. начал действовать силой: в городе размещали войска (типичные драгонады), затем город и порт были блокированы эскадрой капитана Н.П.Вильбуа, потом было предписано окружить войсками Гданьск и требовать сатисфакции за «нанесенные нам обиды», а потом стали требовать от города огромную контрибуцию.
[1] ПЖПВ. 1716 г. С. 68.
[2] МИРФ. 2. С. 28-29.
[3] МИРФ. 2. С. 29.
[4] Петр I в кругу семьи. С. 585-586.
[5] Соколова. О художественных особенностях. С. 219.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.