«Гибридный взгляд на познание: наличие и роль мультимодальных представлений в различных задачах и контекстах при обработке языка»
22 октября в рамках работы НУГ "Когнитивные исследования языка" прошел открытый семинар «Гибридный взгляд на познание: наличие и роль мультимодальных представлений в различных задачах и контекстах при обработке языка».
Оксана Викторовна Царегородцева — кандидат филологических наук, доцент кафедры общей, компьютерной и когнитивной лингвистики Томского государственного университета, научный сотрудник Миланского университета Бикокка (Università degli Studi di Milano-Bicocca | UNIMIB · Department of Psychology).
В рамках выступления Оксана Викторовна поделилась своим опытом применения экспериментальных методов для изучения роли мультимодальной информации в процессах хранения и понимания языка. Активируют ли слова модальные представления об объектах? Включают ли ментальные репрезентации объектов окружающего мира сенсомоторный компонент или же они только символьные? Исследования Оксаны Викторовны приближают психолингвистов к более глубокому пониманию этих проблем.
Оксана Викторовна рассказала о дизайне экспериментов, проведенных их исследовательской группой.
- В первом они объединили две парадигмы: визуальную, для исследования пространственной рабочей памяти, и парадигму для изучения явления embodied language comprehension. Это позволило проверить, влияют ли слова, которые имеют пространственную локализацию в своей семантике, на скорость или точность распознавания визуальных пространственных стимулов.
- Помимо пространственных модальных репрезентаций, исследователи работали с цветом: в задании на принятие лексического решения они смотрели, как влияет на реакцию информанта цветовая конгруэнтность / неконгруэнтность объекта, который обозначается стимульным словом, и кнопки с правильным ответом.
- К восприятию цвета исследователи подключили грамматический аспект: они проверили, может ли временная отнесенность «зеленых» и «желтых» предложений ускорить или замедлить их обработку.
Общий вывод, который можно сделать на основании полученных результатов следующий: эксперименты не показали, что сенсорный опыт является функциональным для понимания языка, а модальные репрезентации активируются только в некоторых условиях. Это свидетельствует в пользу гибридной сущности репрезентаций, хранящихся в нашем ментальном лексиконе: для понимания слов важна и модальная, и символьная информация.
В конце семинара Оксана Викторовна рассказала и о своих текущих исследованиях. Она продолжает изучать роль мультимодальных представлений, фокусируясь на описании конкретных условий, в которых они активируются.