• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытый семинар «Нейроономастика и окулографическая топонимика: истоки и методологический абрис нового научного направления»

На очередном открытом семинаре Научно-учебной группы «Когнитивные исследования языка» с докладом «Нейроономастика и окулографическая топонимика: истоки и методологический абрис нового научного направления» выступил Александр Владиславович Дмитриев, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы лингвистики и педагогики СПбПУ Петра Великого.

Александр Владиславович представил широкую панораму возникающего междисциплинарного направления, объединяющего достижения ономастики, нейролингвистики, геоинформатики и цифровой картографии.

Основные идеи:

От бумажных карт — к нейронным сетям:
Использование современных инструментальных методов анализа ономастического материала позволило не просто систематизировать данные, но и картировать типовые модели топонимов и исчезнувшие объекты.

Глядя на карту глазами нейронаук:
Введение в научный оборот нового направления — нейроономастики — открывает новые горизонты для изучения того, как человек воспринимает, интерпретирует и запоминает географические названия. Анализ данных с помощью eye-tracking технологий позволяет понять когнитивную структуру топонимического восприятия.

Мировой контекст: В докладе были рассмотрены ключевые международные проекты в области компьютерной обработки географических названий, включая такие системы, как TopoBERT, NeuroTPR и DM-NLP, были продемонстрированы их сильные стороны и ограничения.

Цифровая реконструкция прошлого: Благодаря применению GIS-технологий стало возможным не только сохранить ускользающие данные о топонимике, но и восстановить историческую картину расселения, культурные связи и этнические взаимодействия по следам географических названий.

Методология будущего: Александру Владиславовичу удалось показать, как сочетание передовых IT-методов может стать основой для создания принципиально новых подходов в картографии.

Доклад вызвал живой интерес у участников, а последующее обсуждение затрагивало вопросы применимости подобных методов в других языковых и культурных контекстах.