• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

190069, г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д.119-121, 123, лит. А, ауд. 224

тел. 8 (812) 644-59-11, доб. 61704

e-mail: adukhanina@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Токарев Дмитрий Викторович

dtokarev@hse.ru

Книга
Больница неизлечимо помешанных

Гарцони Т.

СПб.: Издательский центр «Наука», 2021.

Статья
The poem “I was only what” as the semantic centre of Brodsky’s supertextual unity

Buraia M., Bogdanova O., Azarenkov Anton et al.

AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2022. Vol. 12. No. 1. P. 38-44.

Глава в книге
Syntactic complexity measures as linguistic correlates of proficiency level in learner Russian
В печати

Klimov A., Kopotev M., Kisselev O.

In bk.: Complexity, Accuracy and Fluency. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2022.

Трансмедиальные исследования литературы

В 2022 году под руководством доцента департамента филологии И.А. Делазари приступила к работе новая научно-учебная группа - "Трансмедиальные исследования литературы".
Группа реализует проект «Литературность современных художественных медиа» – исследование связей между литературой и другими искусствами, основная идея которого проста: в той или иной степени литературны все искусства, будь то кино, театр, музыка или комикс. Многие грани литературы являются трансмедиальными, т. е. проходящими сквозь медиа, а не характеризующими только одно средство художественной коммуникации. Какие именно и в какой степени? Это и предстоит определить.

Целью проекта является изучение так называемых «трансмедиальных» аспектов словесного искусства,  пронизывающих не только литературу, но и невербальные и смешанные виды искусства. Гипотеза состоит в том, что эти аспекты особым образом структурируют и обогащают смысл произведений живописи, театра, музыки и даже комиксов.  

Вопросы, которыми занимается НУГ:

 • Какие аспекты художественной словесности могут быть перенесены в другие виды медиа? 

 • Какие литературные методы и приемы «зашиты» в ткань других современных медиа, скрыто или явно?

 • Какие литературные мотивы проникают в конкретные произведения, созданные на других медиа-«языках»?

 • Как вопрос о соотношении искусств, поставленный еще Г. Э. Лессингом, решается сегодня?


Научно-учебная группа рассматривает: 

 • случаи «интракомпозиционной интермедиальности», где включение нескольких медиа осуществляется с помощью слов («музыкальный роман», литературный экфрасис);

 • случаи визуальной поэзии, воспроизводящей то, о чем идет речь, в графическом оформлении текста;

 • «мультимодальный роман», в котором читателю непосредственно предъявляются зримые и даже тактильно воспринимаемые элементы художественно мира;

 • феномен современного концептуального альбома;

 • произведения различных жанров графического повествования (комиксы, графические романы, манги);

 • комплексные арт-объекты (динамические картины и скульптуры, инсталляции и перформансы);

 • фильмы и сериалы, адаптирующие и/или переосмысляющие литературные сюжеты.


Планируемые результаты:


  • Блок статей «Литература вне себя: Слово в современных художественных медиа», ж-л «Новое литературное обозрение»
  • Круглый стол, в рамках которого практикующие исследователи и теоретики интермедиальности обсуждают предложенную гипотезу
  • Научно-организационное координирование открытого научного семинара «Интермедиальность литературы», проводимого не менее, чем раз в три недели. 
  • Онлайн-дневник открытых семинаров НУГ по проекту, включающий в себя видеоконтент и/или краткий синопсис докладов и их обсуждений, а также проведение дискуссии в соцсетях среди заинтересованных пользователей. 

Желаем коллегам успешного научного путешествия и приглашаем всех на открытые семинары НУГ!