Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
190069, г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д.119-121, 123, лит. А, ауд. 224
тел. 8 (812) 644-59-11, доб. 61704
e-mail: esvetkova@hse.ru
Федотов А. С., Макеев М. С., Костин А. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье. 2023. Т. XIII. № 2. С. 68-69.
В кн.: Институты литературы в Российской империи. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. Гл. 3. С. 98-127.
В главе «Подберезье» своего странного, великого и злосчастного «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев устами своего альтерэго, Путешественника, от лица которого ведется повествование, признается:
«…Необличи меня, любезной читатель, в моем воровстве; с таким условием я и тебе сообщу, что я подтибрил [курсив мой – В.К.]. Когда же прочтешь, то знаю, что кражи моей наружу невыведешь; ибо нетот один вор кто крал, но и тот кто принимал, так писано в законе Руском. Признаюсь, я на руку нечист; где что немного похожее на разсудительное увижу, то тотчас стяну; смотри, ты не клади мыслей плохо…»
Ни историки, ни филологи до последнего времени не были склонны придавать значениеэтому признанию. В нем видели не более, чем фигуру стиля, или литературный прием, вводящий текст в тексте или рассказ в рассказе. Между тем, с нашей точки зрения, к этим словам Путешественника следует отнестись серьезно. Имеющий уши – да услышит: Радищев, действительно, «тибрил» – и тибрил с размахом.
В докладе будет сделала попытка показать (и доказать), что Радищев кое-что подтибрил и у Иммануила Канта. Причем, нечто существенное. Речь идет о понимании Просвещения как особого исторического этапа развития европейского человечества и как ядра эмансипационного проекта Нового времени–проекта «выхода» человечества (и каждого отдельного человека) из «состояния несовершеннолетия», или, говоря иначе, проекта перехода европейских обществ от состояния зависимости (общества «традиционные») к состоянию свободы и самоуправления (общества «современные», или модерновые).