Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
190069, г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д.119-121, 123, лит. А, ауд. 224
тел. 8 (812) 644-59-11, доб. 61704
e-mail: esvetkova@hse.ru
Федотов А. С., Макеев М. С., Костин А. А. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье. 2023. Т. XIII. № 2. С. 68-69.
В кн.: Институты литературы в Российской империи. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. Гл. 3. С. 98-127.
Идея «зримого» мира, явленного человеческому созерцанию, по всей вероятности составляет одно из завоеваний новоевропейской культуры, хотя и восходит к многовековой традиции, которая начиная с Аристотеля соотносила познание со зрением. Она тесно связана с развитием визуальных искусств, в частности с формированием живописной перспективы, рамкой для которой служит контур «окна» (см. исследования Юбера Дамиша и Жерара Вайцмана). Стремление превратить мир в «картину» исторически могло приобретать различные формы, от мечтательного разглядывания географических карт (Бодлер: «Для мальчика, влюбленного в карты и эстампы...») до моды на «панорамическую литературу», как ее описал Вальтер Беньямин для французской культуры XIX в.; фактически она начинается еще в XVIII в. с «Картины Парижа» Луи-Себастьена Мерсье. Просматриваются - и уже сам этот глагол заключает в себе оптический смысл! - две области, где действует одна и та же интуиция: область культурных форм (литературных, художественных и т.п.) и область абстрактных понятий или концептуальных метафор.
У идеи зримого мира есть две внутренних составляющих, находящихся в сложном взаимодействии: с одной стороны, зримый мир, сам собой образующий «картину», - это целостный мир, покорный и подручный человеку; с другой стороны, его зримость покупается ценой множественности «точек зрения», принимаемых тем или иным зрителем/мыслителем. Вероятно, поэтому философское понятие мировоззрения(Weltanschauung, vision du monde), ныне ставшее банальным, тяготеет к релятивизации, выражая не столько универсалистскую перспективу, сколько частное мнение индивидуального или коллективного субъекта. Изучить это напряжение внутри понятия - теоретическая задача планируемой конференции.
Исторический аспект той же проблемы связан с другого рода относительностью - относительностью понятий и терминов, которые выражают философскую интуицию зримого мира в разных интеллектуальных культурах. Так, в Германии соперничают два термина: Weltanschauung (проанализированный, например, Карлом Ясперсом) и Weltbild, глубокую критику которого дал Мартин Хайдеггер в знаменитой статье «Die Zeit des Weltbildes». В России в течение примерно столетия, помимо прочего в марксистской вульгате, преобладали термины мировоззрение (калька с немецкого Weltanschauung) и его синоним миросозерцание; однако в последние десятилетия эти «тоталитарные» понятия постепенно уступают место более релятивистскому - картина мира, употребительному, в частности, в этнолингвистике. Во Франции термин tableau du monde никогда не обозначал способ мышления, и лишь в ХХ в., под заметным влиянием марксизма, было введено второе понятие - vision du monde, первоначально определенное Дьердем Лукачем и Люсьеном Гольдманом. Все эти термины, входящие в состав различных словарей и отсылающие к различным языковым узусам, разумеется, не эквивалентны по значению; к тому же их смысл уже двести лет эволюционирует в ходе сложного взаимообмена между культурами. Эта эволюция, в ее национальных вариантах, составит второй предмет коллективного исследования.
С докладами на конференции выступят:
21. Сергей Фокин (Университет экономики и финансов, Санкт-Петербург)
Организационный комитет конференции:
Илона Светликова, профессор кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики ВШЭ (Санкт-Петербург). e-mail: ilona_svetlikova@mail.ru
Сергей Зенкин, главный научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета (Москва), профессор кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики ВШЭ (Санкт-Петербург). e-mail: SergeZenkine@hotmail.com