Публикация статьи младшего научного сотрудника Марии Чукчеевой о картине К.Е. Маковского "Боярский свадебный пир в XVII веке"
В первом номере журнала "Культурная история" (Культстор) за 2024 год была опубликована статья младшего научного сотрудника Лаборатории визуальной истории Марии Чукчеевой "Боярский свадебный пир в XVII веке" Константина Маковского: модернизация исторической живописи и "консервативная утопия" в царствование Александра III".
Помещенная в аутентичную обстановку XVII века сцена празднования представлялась современным критиками излишне "театральной" и "неправдоподобной". Действительно, как показывает автор, картина не соответствовала устоявшимся представлениям об исторической живописи конца . Однако произведение вызвало положительную реакцию среди консерваторов правого толка: Авсеенко и Коклюшева. Допетровская Россия им представлялась идеалом нравственного и государственного развития, а выбранный Маковским сюжет визуализировал подобный образ прошлого. Так, популярность Маковского и его оригинальная яркая репрезентация Московской Руси XVII века способствовали популярности работы за границей. После демонстрации картины в Париже, Лондоне и Амстердаме, её приобрёл американский предприниматель Чарльз В. Шуманн.
Cтатья выполнена в рамках проекта Лаборатории визуальной истории, реализованного по программе фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, совместно с Центром исторических исследований НИУ ВШЭ Санкт-Петербург.