Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публикация статьи младшего научного сотрудника Марии Чукчеевой о картине К.Е. Маковского "Боярский свадебный пир в XVII веке"

Маковский, Константин Егорович. "Боярский свадебный пир". Холст, масло. 236 × 391 см. 1883 год. Музей «Хиллвуд», Вашингтон, США

Маковский, Константин Егорович. "Боярский свадебный пир". Холст, масло. 236 × 391 см. 1883 год. Музей «Хиллвуд», Вашингтон, США
Общественное достояние

В первом номере журнала "Культурная история" (Культстор) за 2024 год была опубликована статья младшего научного сотрудника Лаборатории визуальной истории Марии Чукчеевой "Боярский свадебный пир в XVII веке" Константина Маковского: модернизация исторической живописи и "консервативная утопия" в царствование Александра III". 

Помещенная в аутентичную обстановку XVII века сцена празднования представлялась современным критиками излишне "театральной" и "неправдоподобной". Действительно, как показывает автор, картина не соответствовала устоявшимся представлениям об исторической живописи конца . Однако произведение вызвало положительную реакцию среди консерваторов правого толка: Авсеенко и Коклюшева. Допетровская Россия им представлялась идеалом нравственного и государственного развития, а выбранный Маковским сюжет визуализировал подобный образ прошлого. Так, популярность Маковского и его оригинальная яркая репрезентация Московской Руси XVII века способствовали популярности работы за границей. После демонстрации картины в Париже, Лондоне и Амстердаме, её приобрёл американский предприниматель Чарльз В. Шуманн. 

Cтатья выполнена в рамках проекта Лаборатории визуальной истории,  реализованного по программе фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, совместно с Центром исторических исследований НИУ ВШЭ Санкт-Петербург.