Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление Василия Успенского на семинаре Лаборатории визуальной истории с докладом «Информационная война Екатерины Великой: русская придворная живопись и английская сатирическая гравюра».

На шестом семинаре Лаборатории визуальной истории 18 февраля выступил Василий Успенский, младший научный сотрудник Лаборатории, научный сотрудник отделения гравюр Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры с докладом «Информационная война Екатерины Великой: русская придворная живопись и английская сатирическая гравюра».

Доклад В.М. Успенского


«Информационная война» вокруг публичного образа Екатерины II развернулась на пересечении русского официального портрета и английской карикатуры. На протяжении всего правления Екатерина II целенаправленно формировала свой образ с помощью живописных изображений, которые позже воспроизводились в виде гравюр, в том числе зарубежными мастерами. Это способствовало распространению её образа за пределами России и его последующему переосмыслению в рамках иной визуальной традиции.

Василий Успенский показал, что наибольшее внимание к Екатерине II в карикатуре пришлось на конец XVIII века, в период «Очаковского кризиса» (1791–1792), последовавшего за русско-турецкой войной (1787–1791). Анализируя две группы источников, исследователь отметил, что британские карикатуристы заимствовали элементы официальных портретов императрицы — отворот платья, головные уборы, детали нарядов — и иногда сочетали их с традиционными символами России, например, с образом медведя. Таким образом, английские художники, опираясь на придворную иконографию, создавали сатирический образ Екатерины II, превращая атрибуты монаршей власти в выразительные средства политической карикатуры.

В завершение семинара участники обсудили проблематику употребления термина «информационная война» в контексте событий конца XVIII века, степень осведомленности монархов о политической сатире и специфику карикатуры как исторического источника.