We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Prosodic Theory

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Азаренков Антон Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет комплексным представлением об истории стиховедения
  • Оперирует основными современными стиховедческими концепциями, понимает лингвистику стиха.
  • Ориентируется в основных мировых системах стихосложения, их генезисе и развитии.
  • Ориентируется в современных стиховедческих школах, их методах и традициях.
  • Умеет анализировать новейшие формы стиха.
  • Умеет применять точные стиховедческие методы для анализа поэтического текста (квантитативный анализ ритма и метра, фоники, строфики в их взаимосвязи с семантикой).
  • Умеет работать с ритмическими словарями, компьютерными корпусами и программами для анализа поэтического текста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стиховедение как современная научная дисциплина. Особенности организации стихотворной речи.
  • Метрика и ритмика.
  • Поэтическая фоника.
  • Сравнительно-историческое стиховедение и древние стихотворные формы.
  • «Новая» силлабика.
  • Романское стихосложение.
  • Германский стих.
  • История и типология силлабо-тонической версификации.
  • Славянский и русский стих.
  • Распад континентальной силлабо-тоники. Новые и новейшие формы стиха.
  • Основные методы и практики стиховедения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка форм устной и дискуссионной работы на занятиях учитывает уместность и содержательность высказываемых замечаний, а также корректность и эффективность их подачи.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность доклада 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Минералов Ю. И. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 271с. - ISBN: 978-5-534-08849-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-literatury-poetika-i-individualnost-452178
  • Тарланов Е. З. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ: АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 237с. - ISBN: 978-5-534-07966-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-literatury-analiz-poeticheskogo-teksta-455562

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 267 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057741

Авторы

  • Азаренков Антон Александрович