We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Soviet Subject and Soviet Civilization

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1 module

Instructor


Kalinin, Ilya

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса являются различные научные теории, а также художественные и повседневные практики 1920-х – 1930-х годов, связанные с построением нового субъекта (формирование специфических представлений в области физиологии, психологии, педагогики, этнографии, философии языка и теории литературы и т.д.) и новой советской повседневной культуры (от новых практик взаимоотношений полов до разработки гигиенических программ и программ физического воспитанию). Все эти теории и практики, независимо от степени радикальности и новизны, были направлены на формирование индивидуальной субъективности и коллективной идентичности: советского человека и социалистического общества. Эксперименты 1920-х – 1930-х особенно интересны тем, что они не являли собой некоего единого и внутренне монолитного проекта, но, наоборот, представляли собой множество конкурирующих научных, художественных и идеологических программ, зачастую апеллирующих к политическим взглядам различных групп внутри коммунистической партии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными проблемами исторического описания ранней советской культуры в контексте формирования нового типа субъективности и культурной революции как способа его производства
  • Использование базовых научных понятий, применяемых при анализе литературного текста и явлений культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет пониманием литературной политики ранней советской эпохи. Ориентируется в культурной ситуации 1920-х гг. Имеет представление о трудовом праксисе как основе нового языка.
  • Знает различные модели описания перехода от революционно-утопической культуры 1920-х к сталинской культуре 1930-х. Имеет представление о «советской субъективности» и дискурсивных механизмах, стоящих за процессом ее становления. Понимает механизмы и задачи репрезентации революции.
  • Имеет комплексное представление о движении литературы 1920-193-х гг. от богоборчеству к огочеловечеству. Ориентируется в новых утопических перспективах 1920-х годов, в движении к соцреализму 1930-х гг.
  • Имеет представление о переходе научной организации труда к идеям новой органики экстатического труда.
  • Имеет представление о пластике и сценическом движении как центральном механизме производства смысла. Знает концепцию биомеханики В. Мейрехольда.
  • Имеет представление о революции как тотальном отстранении действительности. Знает основные черты основных понятий русского формализма: остранения, автоматизации/деавтоматизации, закона экономии усилий и закона дополнительной траты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Различные модели описания перехода от революционно-утопической культуры 1920-х к сталинской культуре 1930-х.
  • Дисциплины тела: от научной организации труда к идеям новой органики экстатичного труда.
  • Тэйлоризм на службе у пролетариата: НОТ А. Гастева и биомеханика В. Мейерхольда.
  • Революция как тотальное остранение действительности (русский формализм как теория нового типа субъективности)
  • Литературная политика
  • 1920-1930-е: от богоборчества к богочеловечеству
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка форм устной и дискуссионной работы на занятиях учитывает уместность и содержательность высказываемых замечаний, а также корректность и эффективность их подачи.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в виде подготовки экзаменационного эссе. Тема эссе повторяет тему курсовой работы студента.
  • неблокирующий Устный доклад
    Тема доклада предлагается студентом и утверждается преподавателем. В докладе раскрывается, на основании дополнительного материала, одна из тем (проблем), обсуждавшихся на занятии. Дополнительный материал включает в себя результаты небольшого исследования, самостоятельно проведенного студентом. Речь идет, прежде всего, самостоятельном анализе проблем истории ранней советской культуры на одном из языков: русском, английском, немецком, французском. Допускается привлечение иных языков. Приветствуется также проведение теоретического мини-исследования в рамках того или иного вопроса, существенного для истории неофициального литературного сообщества.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Устный доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Булюлина, Е. (2012). «Станция Отправления — Ссср, Станция Назначения — Коммунизм!»: История Страны В Лозунгах 1920-Х Гг. Вестник Нижневартовского Государственного Университета, 4.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ivanov, A. A. (2012). Soviet Literature and ⪡Passion for Real⪢: to the Problem of Artistic Field Autonomy. Bulletin of PNU, 27(4), 285–294.

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Калинин Илья Александрович