We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The Origin of "World Literature": Russian Romanticism and its European Contexts

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Zenkin, Sergey


Попов Степан Денисович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Возникновение «мировой литературы»: русский романтизм и его европейские контексты» предназначен для ознакомления слушателей с историей апроприации романтических доктрин в русской культуре и развития у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии
  • Повышение уровня филологической компетенции
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу литературных текстов, в которых романтическая проблематика нашла наиболее яркое отражение
  • Сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности
  • Помочь студентам в составлении аргументированных текстов среднего размера (эссе), основанных исключительно на собственных наблюдениях, и таким образом привить студентам навык самостоятельно размышлять на темы, относящиеся к разным областям гуманитарного знания (филология и искусствоведение)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты анализируют политическую ориентацию романтического творчества; понимают влияние французской революции на романтическое искусство; характеризуют культуру и произведения тайных обществ в России: декабристов и любомудров.
  • Магистранты владеют ключевыми концепции романтического национализма и понимают, почему идея мировой литературы осуществилась именно в эпоху романтизма. Магистранты анализируют формы всемирно-исторического самосознания в русской публицистике и художественной литературе.
  • Магистранты владеют ключевыми концепциями романтической философии искусства; распознают философские истоки концепций прекрасного в романтическом творчестве; характеризуют различные системы мироздания, созданные романтическим воображением.
  • Магистранты понимают общие философские основы романтического сознания; владеют исторической перспективой на ранние романтические кружки и основополагающие полемики в Европе и России; распознают различные структуры субъективности, воображенные в европейских и русских элегиях.
  • Магистранты распознают различные дискурсивные стратегии романтизма; понимают ключевую концепцию романтической иронии; анализируют различные формы театральности в произведениях и повседневной жизни романтиков.
  • Магистранты схватывают ключевое типологическое различие между «наивной» и рефлектирующей поэзией; анализируют, как образ «другого» способствовал европейскому самосознанию; понимают важность империалистического контекста для развития романтизма в Европе и России.
  • Магистранты владеют методами типологического анализа романтических героев; излагают историю демонической тематики; знают истоки байронической персоны и анализируют байронизм Пушкина и Лермонтова. Магистранты понимают важную роль женщин в развитии романтической культуры и критически анализируют проблемы женской личности в романтическом творчестве.
  • Магистранты оценивают роль готики и эстетики «жуткого» в романтическом творчестве; анализируют «Русские ночи» как кульминацию и многосложный самоанализ романтизма; прослеживают плавную концептуальную эволюцию от романтизма к реализму.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы романтического сознания. Романтическая субъективность.
  • Рефлексия. Поиски «другого». Экзотика. Империализм.
  • Дискурсы романтизма. Романтическая ирония. Театральность.
  • Романтические герои. Романтический демонизм. Женщины романтизма..
  • Романтический национализм и мировая литература.
  • Философская эстетика и культ прекрасного.
  • Политика романтизма. Революционный романтизм. Тайные общества.
  • Кризис романтического сознания и стремление к «действительности».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой написанный в свободной форме текст, посвященный анализу кино в контексте развития отечественной литературы. Это может быть анализ экранизации интересующего студента литературного произведения или анализ проявления в кино каких-либо мотивов, проявляющихся в литературе выбранного периода. Тему эссе студент выбирает самостоятельно. Объем эссе – 10-12 тыс. знаков.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой собеседование по вопросам, которые тематически связаны с содержанием курса и с вопросами, обсуждавшимися в ходе курса. Экзаменационные вопросы заранее известны студенту. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Во время подготовки к ответу по билету студенту не разрешается пользоваться никакими источниками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leighton, L. G. (1975). Russian Romanticism : 2 Essays. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=555113

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Larisa Volpert. (1991). Творческая игра и французская литература. К проблеме становления психологизма Пушкина. Cahiers Du Monde Russe et Soviétique, 32(2), 197–208. https://doi.org/10.3406/cmr.1991.2274
  • ВИРОЛАЙНЕН МАРИЯ НАУМОВНА. (2015). Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу. Мир Русского Слова, 4.
  • Дубровская Светлана Анатольевна. (2017). Карнавальный контекст литературного поведения членов общества «Арзамас». TSNS “Interaktiv plus.”
  • Литвиненко Нинель Анисимовна. (n.d.). Романтизм В Литературе: О Некоторых Подходах К Изучению Литературных Взаимодействий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fromantizm-v-literature-o-nekotoryh-podhodah-k-izucheniyu-literaturnyh-vzaimodeystviy
  • МИХЕД ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Гоголь и Мериме: «<3аметки о Мериме>» в контексте духовно-эстетических исканий 1840-х гг. Имагология и Компаративистика, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447892

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Гаспаров Борис Борис
  • Зенкин Сергей Николаевич
  • Школьников Вадим