• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Phenomenology of Reality: the Age of Realism

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor


Мовнина Наталья Савельевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен сравнительному анализу литературного реализма XIX века, особенно во французской, русской, и англо-американской традициях. Главная цель - концептуально обхватать реализм как определенный стиль художественного изображения внешнего, социального мира, но и также как конкретная, развивающаяся форма социо-исторического самосознания. Мы будем подробно рассматривать развитие реализма от элементарных очерков социальных типов к сложным психологическим конструкциям, характеризованным нарративной гетерогенностью и полифонией. Особенное внимание будет уделено сознательной и бессознательной социо-политической значимости развивающегося реализма. Мы также будем анализировать взаимное влияние между литературными текстами и другими формами искусства: живопись, музыка, театр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Концептуальный обхват реализма как определенного стили художественного изображения внешнего, социального мира, но и также как конкретная, развивающаяся форма социо-исторического самосознания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает теоретические основы реализма. Понимает взаимосвязь реализма и визуального образа. Имеет представление о реализме как историческом феномене.
  • Имеет представление о взаимосвязи визуальности, музыкальности, драматичности.
  • Имеет представление о влиянии реализма на рождение русской интиллигенции, русском нигилисте в повседневной жизни. Ориентируется в социальном сознании движения в живописи Передвижников.
  • Ориентируется в темах физиологического очерка в английской, французской и русской литературах.
  • Понимает нарративную гетерогенность и полифонию в викторианском романе.
  • Понимает проблему субъекта и цивилизации. Владеет тематикой «потерянных душ» в русском американском реализме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы
  • Ранний реализм: «физиология», очерки, эскизы
  • Проблема субъекта и цивилизации
  • Построение личности, «новые люди» и освободительное движение в России
  • Нарративная гетерогенность и полифония
  • Визуальность, музыкальность, драматичность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устная презентация
    10-15 минут. Магистрант сам формирует тему, желательно связанную с общей темой данного семинара. Можно ориентироваться на темы для дискуссии, предложенные преподавателем; можно концентрироваться на детальном анализе (close reading) ключевого отрывка из заданных текстов; можно разобрать аргументы из научной литературы. Главное—эффективно разработать собственный критический анализ. Также, часть задания—ответить на вопросы слушателей.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление учащихся с устными ответами, участие в дискуссии на семинарских занятиях, ответы на вопросы преподавателя и других учащихся. Также на одном семинаре (в первом или втором модуле) предлагается вести дискуссию на избранную тему, примерно 15-20 минут: начать с краткого введения, которое объяснит важность избранной темы и задачи дискуссии, задавать вопрос аудитории, отзываться на идеи других, поддерживать разговор, возможно, предложить отрывки из текста для совместного анализа, направлять дискуссию на полное раскрытие темы, продемонстрировать собственное знание темы.
  • неблокирующий Эссе
    Итоговое экзаменационное эссе–индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 1-2 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Экзаменационное задание Напишите эссе объемом от 2000 до 3000 слов на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.12 * Аудиторная работа + 0.12 * Аудиторная работа + 0.26 * Устная презентация + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bakhtin, M. M., & Holquist, M. (1981). The Dialogic Imagination : Four Essays. University of Texas Press.
  • Ginzburg, L., & Rosengrant, J. (1991). On Psychological Prose. Princeton University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brooks, P. (2005). Realist Vision. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187667
  • Morson, G. S., & Grave, I. (2013). Prosaics and Other Provocations : Empathy, Open Time, and the Novel. Academic Studies Press.

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Мовнина Наталья Савельевна