We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociology of Literature

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по выбору предлагает обзор ключевых направлений социологических исследований литературы XX-XXI веков, включая такие проблемы как «литература как институт», «автор, авторство и авторское право в новое время», «литературный канон», «читатель и читательские сообщества», «фанфикшн и современные формы существования сетевой словесности», «идеология различных литературных жанров» и др. Слушатели познакомятся с работами таких классиков социологии литературы, как П. Медведев, П. Бурдье, Х.Р. Яусс, Р. Шартье, Д. Гиллори, Ф. Моретти, Ф. Джеймисон, Р., Дарнтон, М. Маклюэн, Б. Дубин и др. Курс предлагает студентам набор подходов и теоретических инструментов, которые они смогут применять для анализа любых иных литературных и кинотекстов. В этом смысле курс будет полезен слушателям с самыми широкими интересами от истории литературы до современного ис- кусства. Текущий контроль включает аудиторную работу на семинарах и эссе. Курс оканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Познакомить студентов с основными подходами к изучению взаимосвязи литературы и социальной реальности;
  • • дать представление о литературе как социальном институте,
  • • познакомить с социологическими подходами к изучению чтения, социологическим пониманием категорий классики, массовой литературы, литературного канона.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными подходами социологического изучения литературы.
  • Владеет пониманием категорий вкуса и попыток его социологического изучения
  • Владеет пониманием становления социального института.
  • Знает о проблеме авторских прав в интернете.
  • Знает о процессе «рождения» писателя, его взаимоотношениях с властью, институтами патронажа и т.д.
  • Знает особенности институализации литературы.
  • Имеет комплексное представление о культурных различиях читательских групп.
  • Имеет представление о соотношении бумажной и сетевой литературы.
  • Имеет представление о социологии литературы.
  • Имеет представление об изменении объема понятия литература с течением времени и ее социальных функций
  • Ориентируется в концепции поля литературы П. Бурдье.
  • Ориентируется в проблемах массовой литературы в эпоху постмодернизма, стратегиях современных писателей, литературной критике и литературных премиях.
  • Ориентируется в профессионализации писательского труда.
  • Ориентируется в социологии литературных форм, революционном авангарде.
  • Понимает взаимосвязь в отношениях автора, издателя, книжного рынка, критика и читателя.
  • Понимает предмет, методы и специфику социологического изучения литературы.
  • Понимает принципы формирования авторского права и книжного рынка.
  • Понимает проблему взаимосвязи литературы и социальных процессов
  • Понимает современное состояние книгоиздания и книжного рынка.
  • Имеет представления об основных понятиях и проблемах истории чтения
  • Понимает взаимосвязь эволюции технологических процессов книгоиздания, культуры чтения и становления литературных институтов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социология литературы. Специфика социологического изучения литературы. Марксистская и неомарксистская социология. Проблема взаимосвязи литературы и социальных процессов
  • Тема 2. Изменение объема понятия литературы и ее социальных функций. «Рождение» писателя, его взаимоотношения с властью, институты патронажа, меценатства, роль Академии и салонов в самоопределении писателя. Профессионализация писательского труда. Формирование авторского права и книжного рынка.
  • Тема 3. История и социология чтения. Соотношение устной и письменной культуры. Эволюция форм носителей информации, история книгопечатания. Книга как носитель информации и материальный объект. История библиотек и библиографии.
  • Тема 4. «Классика» и современность.
  • Тема 5. Массовая литература. Проблема массовой литературы. Рынок и литература. Появление массовой литературы и массового читателя в XIX веке. Функции массовой литературы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, умение ответить на поставленный вопрос к тексту. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-ти балльной шкале. Домашнее задание (эссе) представляет собой письменную работу объемом 6000-7000 знаков, посвященную возможности применения теорий, рассмотренных на занятиях на конкретном историко-литературном материале, так или иначе близком конкретному студенту (по теме курсовой работы и пр.). Оценка за домашнее задание выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание (эссе) представляет собой письменную работу объемом 6000-7000 знаков, посвященную возможности применения теорий, рассмотренных на занятиях на конкретном историко-литературном материале, так или иначе близком конкретному студенту (по теме курсовой работы и пр.). Оценка за домашнее задание выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение, посвященное возможности применения теорий, рассмотренных на занятиях на конкретном историко-литературном материале, так или иначе близком конкретному студенту (по теме курсовой работы и пр.). Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Оценка за презентацию выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в устном виде, в форме беседы по курсу. На ответ дается не более 15 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Промежуточная аттестация (2023/2024 учебный год 2-3 модуль): Формула оценивания: Работа на семинаре: Активность * 0.400 + Домашнее задание: Домашнее задание * 0.200 + Экзамен: Устный опрос * 0.400 Работа на семинаре: Активность * 0.300 (0,15+0,15) + Презентация * 0.400 (0,2+0,2)+ Экзамен: Устный опрос * 0.300
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chartier, R. (1995). Forms and Meanings : Texts, Performances, and Audiences From Codex to Computer. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=17200
  • Darnton, R. (2009). The Case for Books : Past, Present, Future. New York, NY: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591638

Авторы

  • Калугин Дмитрий Яковлевич
  • Козлов Дмитрий Сергеевич.