We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philology Research Methods

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Instructor


Bresler, Dmitry

Программа дисциплины

Аннотация

Теория литературы, бурно развивавшаяся в разных странах в XIX-ХХ вв., породила ряд глубоко разработанных и плодотворных методов филологического исследования, многие из которых значимы для общей теории словесной культуры. В предлагаемом курсе, в отличие от большинства других курсов теории литературы, приняты два оригинальных принципа: 1) изложение носит не догматический, а критический характер, то есть сопоставляются различные методы, концепции и филологические дисциплины (риторика, нарратология и т.п.) и демонстрируются их сильные и слабые стороны, пределы применимости; 2) обсуждаются не абстрактные схемы той или иной школы или дисциплины («теория русской формальной школы», «теория французского структурализма»), а их применение в исследовании конкретных проблем теории литературы («формалистическая теория литературного быта», «лингвистическая и риторическая концепция литературного стиля»). В соответствии с современными методами истории идей, анализируются не только эксплицитные понятия и схемы, но и имплицитные познавательные метафоры, лежащие в основе той или иной концепции. Теоретическое изложение иллюстрируется примерами – анализом текстов или фрагментов текстов художественной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Критическое освоение методов и рабочих категорий современной теории литературы и повышение уровня филологической компетенции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет нарративными структурами и фигурами: актантная структура, временные трансформации, фокализация
  • Знает три формы литературной референции: вымысел, правдоподобие и мимесис. Понимает онтологическое понятие вымышленного мира и его применение при анализе литературы.
  • Имеет представление о динамике стиха; его отличие от прозы и эволюционно-типологическое место по отношению к ней.
  • Имеет представление о фигурах стиля, их современной (лингвистической) классификации и их динамическом развитии в литературе: редукции, лексикализации, взаимопревращении.
  • Имеет представление о филологии как научном проекте современной эпохи. Знает прескриптивные и дескриптивные методы.
  • Понимает гетерогенность понятия литературы. Понимает литературный быт и институт литературы.
  • Понимает парадигматические пределы текста: фрагмент, вариант, внетекстовые структуры
  • Имеет комплексное представление о литературной эволюции, его биологических корнях. Понимает методический переход от исторического к географическому описанию больших масс текстов.
  • Имеет представление о писательской биографии как факте социального существования современной литературы; модели ее формирования. Понимает значение авторской личности и ее несводимости к биографическому «сочинителю».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Критика
  • Автор
  • Текст
  • Стих
  • Стиль
  • Рассказ
  • Референция.
  • История.
  • Литература
  • Филологические знания в педагогике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.25 * Доклад + 0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство и методология социально-гуманитарного познания: монография / Н. Ф. Бучило. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/940503
  • Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190

Авторы

  • Духанина Алена Владимировна
  • Зенкин Сергей Николаевич
  • Бреслер Дмитрий Михайлович