We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russian Literature in Cross-Cultural Perspective

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 4 module

Instructor


Димитриев Виктор Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках этого курса предлагается проанализировать ряд текстов русской литературы XVII — XX веков в контексте современных им русских и зарубежных историко-культурных явлений. Отбор текстов обусловлен следующими темами и проблемами, задающими рамку для кросс-культурных исследований: рождение и кризис субъективности; изобретение поэтического языка и разрушение речи; литература и безумие; переживание времени в литературе; литература как часть интеллектуальной истории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является осмысление литературы как глобального процесса, а также понимание русской литературы как органической части мирового историко-литературного и историко-культурного процесса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • различает основные теоретические проблемы, связанные с автобиографическими жанрами в литературе XVII века
  • анализирует мемуарно-автобиографические тексты XVIII века в контексте истории эмоций
  • владеет подходами к исследованию писем, одновременно как факта литературного быта, и как литературного приема
  • анализирует роль городского пространства в литературе второй половины XIX века
  • исследует место экспериментов с языком в дискурсе безумия в литературе XIX-XX веков
  • анализирует категорию времени в модернисткой прозе XX века
  • владеет подходами к исследованию посттравматического письма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Открытие» новоевропейской субъективности
  • Язык эмоций как чужеземное наречие, или Можно ли говорить о себе напрямую?
  • Литература. Игра. Быт
  • Фланер как децентрированный субъект
  • По ту сторону речи: безъязычие, помешательство
  • Как обживают время в XX веке
  • Сообщество, которого нет
  • Что остается после свидетеля?
  • Кино. Время (разорванное / удлиненное)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Это подготовленная заранее короткая реплика, по длительности не более пяти минут, с которой студент.ка выступает в начале пары. Эта реплика должна быть связана с обсуждаемой темой и инициировать дальнейшую дискуссию. К выступлению предъявляются требования, аналогичные требованиям к презентациям.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Это должно быть развитие тем лекционной или семинарской части с использованием либо тех текстов, которые мы обсуждали на занятиях, либо выбранных вами самостоятельно. Главное, чтобы в эссе вы рассматривали какой-либо текст из истории русской литературы с точки зрения его историко-культурных связей с другими литературными, социальными, философскими текстами, событиями или фактами в русской и обязательно зарубежных культурах. Объем 1500 слов. Это задание состоит из двух пунктов. Во-первых, это должно быть эссе. Во вторых, силлабус, придуманный самостоятельно студент.кой. Общее задание такое: Придумайте лекционный курс, состоящий из 10 лекций, или семинарский курс, состоящий из 18 семинаров, в котором бы вы предложили какой-то авторский взгляд на историю русской литературы в одновременном срезе с историко-культурными явлениями иноязычных литератур. Вы можете придерживаться логики лекций или семинаров, а можете — предложить какую-то свою. Что должно быть в вашей программе. 1. Общая характеристика курса (один-два небольших абзаца: аннотация). 2. Общие темы и проблемы, в соответствии с которыми был отобран материал.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Аудиторная работа + 0.5 * Эссе + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Голубков, М. М.  История русской литературной критики ХХ века : учебник для вузов / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06343-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512594 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ginzburg, L., & Rosengrant, J. (1991). On Psychological Prose. Princeton University Press.

Авторы

  • Димитриев Виктор Михайлович
  • Цветкова Екатерина Андреевна