We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors


Bresler, Dmitry


Kalinin, Ilya


Kostin, Andrei

Программа дисциплины

Аннотация

«Научно-исследовательский семинар» (НИС) работает на протяжении всего обучения магистрантов и призван сопровождать их научно-исследовательскую деятельность. В течение первого года обучения на семинарских занятиях студентам предоставляется возможность познакомиться с теоретическим и прикладным инструментарием современных филологических исследований в области литературы и изучения культуры. Наряду с углублением фундаментальных представлений о методах и задачах филологической науки в рамках более широкого дисциплинарного контекста, возможных объектах и практиках изучения, месте литературоведения в системе современного гуманитарного знания и соотнесенности наук о языке с кластерами социальных, философских, лингвокультурологических, когнитивных дисциплин и медиа-информационных технологий студенты получают доступ в исследовательскую лабораторию ведущего семинары преподавателя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Главная задача обучения на первом этапе – улучшить навыки магистрантов по обработке новой информации, ее концептуализации, пониманию ее культурно-исторически определенного контекстуального характера, а также
  • Улучшение навыков магистрантов по обработке новой информации, ее концептуализации, пониманию ее культурно-исторически определенного контекстуального характера, а также
  • Выработка активно-критическое отношение к дискуссионным вопросам в данной области знаний и
  • выработать у них активно-критическое отношение к дискуссионным вопросам в данной области знаний и
  • Помощь в выборе актуального предмета научно-исследовательской деятельности.
  • помочь им в выборе актуального предмета научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты готовят и представляют научные доклады, презентации, лекции и семинары по теме своего научного исследования, эффективно доносят до аудитории его предмет и структурно-смысловое наполнение в ходе публичных выступлений в заданных коммуникационных форматах и временных рамках.
  • Магистранты самостоятельно организуют свою работу по написанию квалификационного сочинения (магистерской диссертации), поэтапно планируют его отдельные части и вовремя претворяют их в текст, оперативно реагируют на замечания и рекомендации коллег по улучшению научно-исследовательского продукта.
  • анализирует и систематизирует типы данных исторической семантики
  • владеет навыком составления пресс-релиза на печатное издание, включающего в себя изложение его содержания для широкой аудитории
  • выявляет и формулирует редакционную политику международного научного издания, опираясь на содержание вышедших ранее номеров журнала или книг научной серии издательства
  • знаком с литературой по теории визуальности и анализирует визуальные объекты в их соотношении с литературными формами и произведениями
  • знаком с методологией истории понятий и развернуто характеризует разные ее варианты
  • использует методологию исторической семантики для самостоятельного анализа текстов
  • описывает основные этапы и аспекты международного публикационного процесса, опираясь на конкретные примеры
  • оценивает научную и языковую адекватность и состоятельность формулировки и обоснования темы научного исследования
  • оценивает рукопись научной статьи на английском языке с точки зрения перспектив ее опубликования
  • понимает и может объяснить предмет и задачи наук филологического цикла в соотношении с другими гуманитарными дисциплинами
  • различает основные направления анализа понятий
  • способен написать академическую рецензию на русском языке для публикации в специализированном журнале
  • способен написать научную статью на английском языке в соответствии с существующими конвенциями научной дисциплины и требованиями издания, для которого предназначена рукопись
  • умеет писать рекламную аннотацию печатного продукта
  • формулирует, корректирует и развернуто мотивирует тему диссертационного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филология и другие
  • 5(2)Магистерская диссертация: от плана к главе
  • Международная научная публикация глазами инсайдера
  • 6(2)Магистерская диссертация: от введения к заключению
  • Историческая семантика
  • Магистерская диссертация: от целей к решениям
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность 1
    Участие в обсуждении предложенных материалов
  • неблокирующий Аннотация
    Магистранты пишут аннотацию из 3-8 предложений для обложки книги, заинтересовывая и мотивируя потенциального покупателя.
  • неблокирующий Рецензия
    Магистранты пишут рецензию на научное издание, 4-5 страниц.
  • неблокирующий Пресс-релиз
    Магистранты пишут пресс-релиз на 2-3 страницы, заинтересовывая и мотивируя потенциального покупателя.
  • неблокирующий Активность 2
    На семинарах магистранты знакомятся с процессом публикационной деятельности в международной филологической среде, обсуждают конкретные кейсы, обмениваются соображениями по поводу написанных в качестве домашних заданий рецензий. При невыполненных домашних заданиях участие в семинарах не засчитывается, поскольку студент не готов к занятию.
  • неблокирующий Рукопись
    За 2 недели до окончания модуля каждый магистрант представляет преподавателю и аудитории, выступающей как редакторско-экспертное сообщество, текст статьи на английском языке (4000-8000 слов), отформатированный согласно требованиям реального научного журнала, для публикации в котором статья может предназначаться. После прохождения рецензирования и обсуждений на семинаре текст рукописи может быть исправлен. Преподаватель оценивает его финальную версию.
  • неблокирующий Активность 3
    Работа на семинаре предполагает выступление магистрантов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий и устные выступления.
  • неблокирующий Презентация
    Магистранты делают доклады на выбранные темы, используя материалы собственного исследования и как минимум один из обсуждаемых на семинаре текстов по методологии. В течение модуля каждый участник семинара делает одну презентацию (5-10 минут).
  • неблокирующий Эссе
    Исследовательская работа (объем: от 10 до 20 страниц) на тему, выбранную студентом после консультации с преподавателем.
  • неблокирующий Активность 4
    Магистранты посещают занятия и выполняют задания по ознакомлению с текстами по истории и теории визуальности, пробуют себя в научной полемике вокруг подобной тематике и осуществляют анализ конкретных артефактов. Магистранты обсуждают темы будущих магистерских диссертаций и специфику их раскрытия, формальные требования к магистерским ВКР и оптимальные способы планирования своей работы в следующем году. В ходе экзамена (защиты и утверждения тем) магистранты активно участвуют в обсуждении проектов коллег, выступая в роли членов комиссии, рецензентов и потенциальных оппонентов научных сочинений друг друга.
  • неблокирующий Защита темы (ЭКЗАМЕН)
    В течение последних 10 дней модуля на занятиях каждый магистрант выступает с 15-минутным устным обоснованием своей исследовательской темы. После обсуждения производится коллективное утверждение (или отклонение) окончательной формулировки темы ВКР (в учебном режиме).
  • неблокирующий Аудиторная активность
    Аудиторная активность складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем семинарских занятий и их реакции на представленные на занятиях тексты и устные выступления коллег.
  • неблокирующий Доклад
    В ходе семинарских занятий первого и второго модулей второго года обучения все магистранты должны выступить с научным докладом по теме диссертационного исследования. Очередность докладчиков определяется в начале учебного года. В первом модуле докладчики представляют на суд аудитории содержание одной главы ВКР, предъявляя черновой вариант ее текста преподавателю и тем, кто желает ознакомиться с ним. После каждого доклада следует его обсуждение.
  • неблокирующий Предзащита
    Экзамен по дисциплине «НИС» проводится в форме «предзащиты» – короткой репетиции процедуры защиты магистерской диссертации, когда работа над текстом входит в финальную фазу. От магистрантов требуется максимально полно отразить текст будущей работы, представив ее черновой вариант к защите перед слушателями семинара, исполняющими роль аттестационной комиссии. Экзамен проводится аудиторно, в течение серии семинаров третьего модуля второго года обучения и/или в период экзаменационной сессии из расчета 20-25 минут на выступление каждого докладчика и обсуждение доклада. Вердикт учебной «аттестационной комиссии» принимается во внимание преподавателем, который, тем не менее, выставляет оценку по своему усмотрению в соответствии с критериями, определенными настоящей программой. Прокторинг не требуется
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 1 модуль
    0.3 * Рецензия + 0.25 * Активность 1 + 0.25 * Пресс-релиз + 0.2 * Аннотация
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.1 * Активность 3 + 0.1 * Активность 4 + 0.05 * Эссе + 0.1 * Рукопись + 0.2 * 2020/2021 учебный год 1 модуль + 0.3 * Защита темы (ЭКЗАМЕН) + 0.1 * Активность 2 + 0.05 * Презентация
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.29 * Аудиторная активность + 0.29 * Доклад + 0.42 * Предзащита
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Peter Steiner. (2016). Russian Formalism : A Metapoetics. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1508177
  • Масленникова, С. Ф., & Лыкова, Т. Р. (2016). Магистерская диссертация.
  • РОБОТОВА АЛЕВТИНА СЕРГЕЕВНА. (2016). Научно-Педагогическое Рецензирование: Большие Проблемы Малого Жанра. Высшее Образование в России, 8–9.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Galin Tihanov. (2019). The Birth and Death of Literary Theory : Regimes of Relevance in Russia and Beyond. Stanford University Press.
  • James Phelan. (2009). Editor’s Column: THE NARRATIVE TURN AND THE HOW OF NARRATIVE INQUIRY. Narrative, 17(1), 1–10.
  • May, C. (2020). Academic Publishing and Open Access:Costs, benefits and options for publishing research. https://doi.org/10.1177/0263395719858571
  • Stone, J. (2013). Historical Dictionary of Russian Literature. Lanham, Maryland: Scarecrow Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=547995
  • АРУСТАМОВА АННА АЛЬБЕРТОВНА, & МАРКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ. (2016). Воспарение Поэта: Визуальные Модели В Прозе М. Булгакова. Артикульт, 2 (22).
  • КАЛИНИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2016). Виктор Шкловский Versus Роман Якобсон: Война Языков. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 3.
  • Цунаева, Е. (2004). Научное Редактирование И Рецензирование. Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 6: Университетское Образование, 7.

Авторы

  • Делазари Иван Андреевич
  • Костин Андрей Александрович
  • Токарев Дмитрий Викторович
  • Бреслер Дмитрий Михайлович
  • Калугин Дмитрий Яковлевич
  • Калинин Илья Александрович