• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Prosodic Theory

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает лингвистику стиха. Знает основные формы версификации, основные стихотворные формы. Имеет представление о понятиях «стиха» и «прозы» в синхронии и диахронии. Имеет представление о сравнительно-историческом стиховедении.
  • Знает общеиндоевропейские древние формы стихосложения. Имеет представление о квантитативности внутри силлабики. Владеет пониманием вопроса о генетической связи древнеиндийских и древнегреческих метров. Понимает роль семитских источников в развитии европейского стихосложения.
  • Имеет представление о «чистой» квантитативной метрике и ее распаде в европейском стихе. Понимает значение «реставрации силлабики», метрическую бедность и богатство строфики. Имеет представление о возникновении рифмы и ее генезисе. Знает византийский и латинский молитвенный стих.
  • Ориентируется в средневековой французской и испанской поэзии. Понимает стихотворную организацию французского и испанского эпоса, малые жанры средневековой поэзии.
  • Владеет вопросами генезиса германского стиха. Понимает особенности германской тоники в эпических жанрах.
  • Имеет комплексное представление о генезисе славянского языка.
  • Владеет пониманием урегулированности стиха и правил «ренессансной» версификации. Понимает связь силлабо-тоники с античной традицией.
  • Имеет представление о распаде континентальной силлабо-тоники. Знает новые и новейшие формы стиха. Способен охарактеризовать «движущие силы» стиха.
  • Владеет комплексным понимание истории стиховедения. Знает разницу во взглядах на природу стиха. Имеет представление о математическом стиховедении, о стихе как самоорганизующейся системе и языковой системе метра.
  • Знает различные теории метра. Понимает просодику стиха, взаимодействие метра и языка. Умеет работать с ритмическими словарями. Ориентируется в разработке правил адекватного ритмического представления разноязычного стихотворного материала.
  • Имеет представление о поисках новой теории метра, сравнительных направлениях в стиховедении. Понимает процессы порождения и восприятия стиха. Ориентируется в современных работах по когнитивной поэтике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Стиховедение как современная научная дисциплина. Особенности организации стихотворной речи.
    Стиховедение на стыке наук. Стих и язык. Лингвистика стиха. Предмет стиховедения. Основные формы версификации. Отличие стиха от прозы. Генезис стиха с точки зрения исторической поэтики. Понятия «стих» и «проза» в диахронии и в синхронии. Что мы сегодня называем стихом? Основные стихотворные формы. Переходные формы. Проблемы типологии. Как организуется стих? Сравнительно- историческое стиховедение. От просодии к метрике и от метрики к просодии.
  • Сравнительно-историческая метрика и древние стихотворные формы.
    История возникновения сравнительной метрики. Общеиндоевропейские древние формы стихосложения. Древняя силлабика. Квантитативность внутри силлабики. Реконструкции в стиховедении. Гипотеза А. Мейе. Проблема генезиса древнегреческого стиха. Вопрос о генетической связи древнеиндийских и древнегреческих метров. Эолийская метрика. Квантитативный греческий и латинский стих. Древнееврейский и аккадский стих. Древнеарабские стихотворные формы. Роль семитских источников в развитии европейского стихосложения.
  • Квантитативная метрика и «новая» силлабика.
    «Чистая» квантитативная метрика и ее распад в европейском стихе. Сохранение квантитативности «для глаза». «Реставрация» силлабики. «Ритмические» стихи. Книжная и народная силлабика. Метрическая бедность и богатство строфики. Возникновение рифмы и ее генезис. Типы рифмовок. Строфическая структура стиха. Семитское влияние и появление новых строфических форм. Византийский и латинский молитвословный стих. Переход на национальные языки. Языковые или культурные причины развития новой силлабической версификации. Вопрос о стихе, как о самоорганизующейся системе.
  • Романское стихосложение.
    Ранние формы провансальского стихосложения. Средневековая народная французская и испанская поэзия. Стихотворная организация французского и испанского эпоса. Малые жанры средневековой поэзии. Победа силлабики. Итальянская книжная поэзия. Итальянский 11-сложник. Французский александрийский стих. Жанры и строфика в итальянском и французском стихе. Романские твердые формы. Французский и итальянский сонет. «Новая» версификация. Белый стих. Борьба за рифму. Версификация смешанных форм (вольный стих).
  • Германский стих.
    Вопросы генезиса германского стиха. Особенности германской тоники в эпических жанрах. Аллитерационный стих. Появление «твердых форм» аллитерационного стиха на севере Европы. Средневековая силлабо-тоники в английском, нидерландском и немецком стихе. Творчество Дж. Гоуэра и Дж. Чосера. Миннезанг. Формы народного немецкого стихосложения. Книттельферс. Колебания между более урегулированной и менее урегулированной тоникой. Ранняя фламандская и брабантская силлабо-тоника. Зарождение континентальных форм силлабо-тонической версификации. В чем отличие британской и континентальной силлабо-тоники? Распространение ямбической версификации в Европе. Народный и литературный хорей.
  • Славянский и русский стих.
    Генезис славянского стиха. Гипотеза Р. Якобсона. Общеславянская народная силлабика. Русские былины. Образцы старославянского книжного стиха. Славянский молитвословный стих. Зарождение светской версификации в русской литературе XVII века. Поэзия славянского барокко. Силлабо-тоническая реформа в России. В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков. Генезис и эволюция русского ямба. Русский стих на рубеже XVIII и XIX вв. Формы отечественной версификации XIX – XX вв. Чешский и польский стих. Сербский и болгарский стих. Украинский и белорусский ямб и хорей. Влияние русского стихосложения в восточной и юго- восточной Европе.
  • История и типология силлабо-тонической версификации.
    Урегулированность стиха и правила «ренессансной» версификации. «In mate volget mi». Ранние попытки теоретизации «нового» поэтического опыта. От нидерландской силлабо-тоники к немецкой. М. Опиц и первый опыт теории силлабо-тонической версификации. Связь силлабо-тоники с античной традицией. Что привело к зарождению, распространению и господству силлабо-тоники в северо-европейском и восточно-европейском ареале? Британская и континентальная силлабо-тоника: типология форм. Стихосложение У. Шекспира и Дж. Донна. «Жесткая» организация стиха и принцип «чистоты» метра. Переакцентуация в английском стихе.
  • Распад континентальной силлабо-тоники. Новые и новейшие формы стиха. «Движущие силы» стих.
    «Строгость» метра и «строгость» ритма. Переакцентуация и степени ее допустимости на континенте. Безударная рифма. Полноударность и борьба за «чистоту» реализации метра. Эксперименты Ломоносова и Сумарокова. Допустимая мера «чистоты» стиха. Ритмика в борьбе с метрикой. Альтернация метрическая и альтернация ритмическая. От «рамочного» профиля ударности к «альтернирующему». О синергетической природе стиха. Очередной распад «жестких» форм. Новый книттельферс. Русский дольник. Акцентный стих. Переход к свободному стиху.
  • История стиховедения. Основные методы и практики.
    Разница во взглядах на природу стиха. Разница языкового материала. Просодическая немецкая школа и ее традиции. Русская формальная школа и «русский метод». Дескриптивный подход. Размывание теории стиха. Генеративная метрика. Математическое стиховедение. Модели стиха. Компьютерные методы в стиховедении. Потребность новой теории. Стих как самоорганизующаяся система. Роль влияний извне. Накопления – переход количественных изменений в качественные. Языковая система метра. Современные модели поэтики и реконструкция стихотворных форм, а также процессов их порождения и восприятия. Когнитивное стиховедение.
  • От теории метра к теории ритма.
    Различные теории метра. От теории метра к ритмике текста. Возможна ли теория метра без учета ритма? Просодика стиха. Взаимодействие метра и языка. Вопрос о первичности ритма. Просодический анализ текста. Изучение ритмики стиха на фоне прозы. Языковые модели метра. Ритмические словари. Разработка правил адекватного ритмического представления разноязычного стихотворного материала. Путь к сравнительной ритмике. Типология ритма.
  • Заключительная лекция. Современные направления стиховедения. Метр и смысл. Семантика ритма.
    Поиски новой теории метра. Сравнительное направление в стиховедении. Реконструктивное моделирование стихосложения. Процессы порождения и восприятия стиха. Сравнительная ритмика. О синергетической природе стиха. Когнитивный подход. Современные работы по когнитивной поэтике. Семантический ореол метра. Связь ритма с семантикой. Роль ритмики в процессе порождения и восприятия текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка форм устной и дискуссионной работы на занятиях учитывает уместность и содержательность высказываемых замечаний, а также корректность и эффективность их подачи.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность доклада 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно..
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Минералов Ю. И. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 271с. - ISBN: 978-5-534-08849-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-literatury-poetika-i-individualnost-426638
  • Тарланов Е. З. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ: АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-534-07966-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-literatury-analiz-poeticheskogo-teksta-424032

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 267 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057741