We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Prosodic Theory

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает лингвистику стиха. Знает основные формы версификации, основные стихотворные формы. Имеет представление о понятиях «стиха» и «прозы» в синхронии и диахронии. Имеет представление о сравнительно-историческом стиховедении.
  • Знает общеиндоевропейские древние формы стихосложения. Имеет представление о квантитативности внутри силлабики. Владеет пониманием вопроса о генетической связи древнеиндийских и древнегреческих метров. Понимает роль семитских источников в развитии европейского стихосложения.
  • Имеет представление о «чистой» квантитативной метрике и ее распаде в европейском стихе. Понимает значение «реставрации силлабики», метрическую бедность и богатство строфики. Имеет представление о возникновении рифмы и ее генезисе. Знает византийский и латинский молитвенный стих.
  • Ориентируется в средневековой французской и испанской поэзии. Понимает стихотворную организацию французского и испанского эпоса, малые жанры средневековой поэзии.
  • Владеет вопросами генезиса германского стиха. Понимает особенности германской тоники в эпических жанрах.
  • Имеет комплексное представление о генезисе славянского языка.
  • Владеет пониманием урегулированности стиха и правил «ренессансной» версификации. Понимает связь силлабо-тоники с античной традицией.
  • Имеет представление о распаде континентальной силлабо-тоники. Знает новые и новейшие формы стиха. Способен охарактеризовать «движущие силы» стиха.
  • Владеет комплексным понимание истории стиховедения. Знает разницу во взглядах на природу стиха. Имеет представление о математическом стиховедении, о стихе как самоорганизующейся системе и языковой системе метра.
  • Знает различные теории метра. Понимает просодику стиха, взаимодействие метра и языка. Умеет работать с ритмическими словарями. Ориентируется в разработке правил адекватного ритмического представления разноязычного стихотворного материала.
  • Имеет представление о поисках новой теории метра, сравнительных направлениях в стиховедении. Понимает процессы порождения и восприятия стиха. Ориентируется в современных работах по когнитивной поэтике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Стиховедение как современная научная дисциплина. Особенности организации стихотворной речи.
    Стиховедение на стыке наук. Стих и язык. Лингвистика стиха. Предмет стиховедения. Основные формы версификации. Отличие стиха от прозы. Генезис стиха с точки зрения исторической поэтики. Понятия «стих» и «проза» в диахронии и в синхронии. Что мы сегодня называем стихом? Основные стихотворные формы. Переходные формы. Проблемы типологии. Как организуется стих? Сравнительно- историческое стиховедение. От просодии к метрике и от метрики к просодии.
  • Сравнительно-историческая метрика и древние стихотворные формы.
    История возникновения сравнительной метрики. Общеиндоевропейские древние формы стихосложения. Древняя силлабика. Квантитативность внутри силлабики. Реконструкции в стиховедении. Гипотеза А. Мейе. Проблема генезиса древнегреческого стиха. Вопрос о генетической связи древнеиндийских и древнегреческих метров. Эолийская метрика. Квантитативный греческий и латинский стих. Древнееврейский и аккадский стих. Древнеарабские стихотворные формы. Роль семитских источников в развитии европейского стихосложения.
  • Квантитативная метрика и «новая» силлабика.
    «Чистая» квантитативная метрика и ее распад в европейском стихе. Сохранение квантитативности «для глаза». «Реставрация» силлабики. «Ритмические» стихи. Книжная и народная силлабика. Метрическая бедность и богатство строфики. Возникновение рифмы и ее генезис. Типы рифмовок. Строфическая структура стиха. Семитское влияние и появление новых строфических форм. Византийский и латинский молитвословный стих. Переход на национальные языки. Языковые или культурные причины развития новой силлабической версификации. Вопрос о стихе, как о самоорганизующейся системе.
  • Романское стихосложение.
    Ранние формы провансальского стихосложения. Средневековая народная французская и испанская поэзия. Стихотворная организация французского и испанского эпоса. Малые жанры средневековой поэзии. Победа силлабики. Итальянская книжная поэзия. Итальянский 11-сложник. Французский александрийский стих. Жанры и строфика в итальянском и французском стихе. Романские твердые формы. Французский и итальянский сонет. «Новая» версификация. Белый стих. Борьба за рифму. Версификация смешанных форм (вольный стих).
  • Германский стих.
    Вопросы генезиса германского стиха. Особенности германской тоники в эпических жанрах. Аллитерационный стих. Появление «твердых форм» аллитерационного стиха на севере Европы. Средневековая силлабо-тоники в английском, нидерландском и немецком стихе. Творчество Дж. Гоуэра и Дж. Чосера. Миннезанг. Формы народного немецкого стихосложения. Книттельферс. Колебания между более урегулированной и менее урегулированной тоникой. Ранняя фламандская и брабантская силлабо-тоника. Зарождение континентальных форм силлабо-тонической версификации. В чем отличие британской и континентальной силлабо-тоники? Распространение ямбической версификации в Европе. Народный и литературный хорей.
  • Славянский и русский стих.
    Генезис славянского стиха. Гипотеза Р. Якобсона. Общеславянская народная силлабика. Русские былины. Образцы старославянского книжного стиха. Славянский молитвословный стих. Зарождение светской версификации в русской литературе XVII века. Поэзия славянского барокко. Силлабо-тоническая реформа в России. В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков. Генезис и эволюция русского ямба. Русский стих на рубеже XVIII и XIX вв. Формы отечественной версификации XIX – XX вв. Чешский и польский стих. Сербский и болгарский стих. Украинский и белорусский ямб и хорей. Влияние русского стихосложения в восточной и юго- восточной Европе.
  • История и типология силлабо-тонической версификации.
    Урегулированность стиха и правила «ренессансной» версификации. «In mate volget mi». Ранние попытки теоретизации «нового» поэтического опыта. От нидерландской силлабо-тоники к немецкой. М. Опиц и первый опыт теории силлабо-тонической версификации. Связь силлабо-тоники с античной традицией. Что привело к зарождению, распространению и господству силлабо-тоники в северо-европейском и восточно-европейском ареале? Британская и континентальная силлабо-тоника: типология форм. Стихосложение У. Шекспира и Дж. Донна. «Жесткая» организация стиха и принцип «чистоты» метра. Переакцентуация в английском стихе.
  • Распад континентальной силлабо-тоники. Новые и новейшие формы стиха. «Движущие силы» стих.
    «Строгость» метра и «строгость» ритма. Переакцентуация и степени ее допустимости на континенте. Безударная рифма. Полноударность и борьба за «чистоту» реализации метра. Эксперименты Ломоносова и Сумарокова. Допустимая мера «чистоты» стиха. Ритмика в борьбе с метрикой. Альтернация метрическая и альтернация ритмическая. От «рамочного» профиля ударности к «альтернирующему». О синергетической природе стиха. Очередной распад «жестких» форм. Новый книттельферс. Русский дольник. Акцентный стих. Переход к свободному стиху.
  • История стиховедения. Основные методы и практики.
    Разница во взглядах на природу стиха. Разница языкового материала. Просодическая немецкая школа и ее традиции. Русская формальная школа и «русский метод». Дескриптивный подход. Размывание теории стиха. Генеративная метрика. Математическое стиховедение. Модели стиха. Компьютерные методы в стиховедении. Потребность новой теории. Стих как самоорганизующаяся система. Роль влияний извне. Накопления – переход количественных изменений в качественные. Языковая система метра. Современные модели поэтики и реконструкция стихотворных форм, а также процессов их порождения и восприятия. Когнитивное стиховедение.
  • От теории метра к теории ритма.
    Различные теории метра. От теории метра к ритмике текста. Возможна ли теория метра без учета ритма? Просодика стиха. Взаимодействие метра и языка. Вопрос о первичности ритма. Просодический анализ текста. Изучение ритмики стиха на фоне прозы. Языковые модели метра. Ритмические словари. Разработка правил адекватного ритмического представления разноязычного стихотворного материала. Путь к сравнительной ритмике. Типология ритма.
  • Заключительная лекция. Современные направления стиховедения. Метр и смысл. Семантика ритма.
    Поиски новой теории метра. Сравнительное направление в стиховедении. Реконструктивное моделирование стихосложения. Процессы порождения и восприятия стиха. Сравнительная ритмика. О синергетической природе стиха. Когнитивный подход. Современные работы по когнитивной поэтике. Семантический ореол метра. Связь ритма с семантикой. Роль ритмики в процессе порождения и восприятия текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка форм устной и дискуссионной работы на занятиях учитывает уместность и содержательность высказываемых замечаний, а также корректность и эффективность их подачи.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность доклада 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно..
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Минералов Ю. И. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 271с. - ISBN: 978-5-534-08849-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-literatury-poetika-i-individualnost-426638
  • Тарланов Е. З. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ: АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-534-07966-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-literatury-analiz-poeticheskogo-teksta-424032

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 267 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057741