• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philology Research Methods

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Bresler, Dmitry

Программа дисциплины

Аннотация

Теория литературы, бурно развивавшаяся в разных странах в XIX-ХХ вв., породила ряд глубоко разработанных и плодотворных методов филологического исследования, многие из которых значимы для общей теории словесной культуры. В предлагаемом курсе, в отличие от большинства других курсов теории литературы, приняты два оригинальных принципа: 1) изложение носит не догматический, а критический характер, то есть сопоставляются различные методы, концепции и филологические дисциплины (риторика, нарратология и т.п.) и демонстрируются их сильные и слабые стороны, пределы применимости; 2) обсуждаются не абстрактные схемы той или иной школы или дисциплины («теория русской формальной школы», «теория французского структурализма»), а их применение в исследовании конкретных проблем теории литературы («формалистическая теория литературного быта», «лингвистическая и риторическая концепция литературного стиля»). В соответствии с современными методами истории идей, анализируются не только эксплицитные понятия и схемы, но и имплицитные познавательные метафоры, лежащие в основе той или иной концепции. Теоретическое изложение иллюстрируется примерами – анализом текстов или фрагментов текстов художественной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Критическое освоение методов и рабочих категорий современной теории литературы и повышение уровня филологической компетенции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о филологии как научном проекте современной эпохи. Знает прескриптивные и дескриптивные методы.
  • Имеет представление о писательской биографии как факте социального существования современной литературы; модели ее формирования. Понимает значение авторской личности и ее несводимости к биографическому «сочинителю».
  • Понимает парадигматические пределы текста: фрагмент, вариант, внетекстовые структуры
  • Имеет представление о динамике стиха; его отличие от прозы и эволюционно-типологическое место по отношению к ней.
  • Имеет представление о фигурах стиля, их современной (лингвистической) классификации и их динамическом развитии в литературе: редукции, лексикализации, взаимопревращении.
  • Владеет нарративными структурами и фигурами: актантная структура, временные трансформации, фокализация
  • Знает три формы литературной референции: вымысел, правдоподобие и мимесис. Понимает онтологическое понятие вымышленного мира и его применение при анализе литературы.
  • Имеет комплексное представление о литературной эволюции, его биологических корнях. Понимает методический переход от исторического к географическому описанию больших масс текстов.
  • Понимает гетерогенность понятия литературы. Понимает литературный быт и институт литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Критика
    Картография дискурсов о литературе. Исторические формы критики: оценочная, филологическая, интерпретирующая. Филология как научный проект современной эпохи, стремящийся к интегральному описанию культуры. Поэтика: переход от прескриптивных к дескриптивным методам. Феномен «теории», возникающей в ХХ веке после структуралистской революции в гуманитарных науках. Постепенный выход науки о литературе за рамки собственно словесного материала, в область общей культурологии.
  • Автор
    Внешний и внутренний (имплицитный) автор. Историко-философская критика понятия автора и идея его «смерти». Авторская интенция как основа интерпретации произведения, пределы этой интерпретации. Авторская личность и ее несводимость к биографическому «сочинителю». Писательская биография как факт социального существования современной литературы; модели ее формирования.
  • Текст
    Текст (художественный или нет) – не дескриптивное, а оценочное понятие; культура назначает некоторые высказывания «текстами». Парадигматические пределы текста: фрагмент, вариант, внетекстовые структуры. Синтагматические пределы, рамки текста: заголовок, имя автора и т.п. Метатекстуальная функция рамочных элементов, определяющих способ чтения текста.
  • Стих
    Динамика стиха; его отличие от прозы и эволюционно-типологическое место по отношению к ней. Ритмические и звуковые повторы как структурный принцип стихотворной речи. Ритм и метр в стихе, динамическое взаимодействие между ними. «Заумный» стих как предельный случай поэтической динамики. Семантика стиха, проблема семантического ореола метра.
  • Стиль
    История понятия «стиль», его монистическое и плюралистическое определение. Лингвистическая концепция стиля: стиль как вариант речи, определяемый коннотацией. Риторическая концепция стиля: стиль как отклонение от нейтральной нормы, возможное благодаря синонимии. Фигуры стиля, их современная (лингвистическая) классификация и их динамическое развитие в литературе: редукция, лексикализация, взаимопревращение. Когнитивная и эстетическая функция метафоры.
  • Рассказ
    Проблема «чистого рассказа (повествования)», освобожденного от мотивировок. Два аспекта рассказа: действие и его осмысление, нарративное знание. Парадиегетические (не вполне повествовательные) жанры: летопись, дневник, бортовой журнал, переписка. Временная интеграция событий как определяющая черта рассказа. Открытый (циклический) и закрытый (линейный) рассказ; повествование и миф. Нарративные структуры и фигуры: актантная структура, временные трансформации, фокализация.
  • Референция.
    Три формы литературной референции: вымысел, правдоподобие и мимесис. Онтологическое понятие вымышленного мира и его применение при анализе литературы. Правдоподобие – риторическая категория, характеризующая условные средства создания «реалистической иллюзии» (типизация, «эффект реальности»). Мимесис, в современном понимании этой категории, - подражание чужому слову (цитация) или чужому телу (имитация телесных рефлексов в речи). Литературный герой как миметическая фигура; процесс познания как предмет мимесиса.
  • История.
    Представление о литературной эволюции, его биологические корни. Две модели литературной эволюции: филиационная (мирное наследование от старших к младшим) и системно-динамическая (революционные перемены). История чтения: старые тексты читаются по-новому. Интертекстуальность – новейшее представление о взаимодействии текстов, делающее незначимым их временное следование. «Цифровые гуманитарные науки»: методический
  • Литература
    Проблема литературности (что входит в литературу?) – ключевой вопрос современной теории, начиная с русской формальной школы. Определения литературы: тематическое и функциональное. Гетерогенность понятия литературы. Открытый и закрытый текст; «не-литература» в составе литературы (фольклор, массовая словесность). Литературный быт и институт литературы – внесловесный, собственно социальный субстрат художественного творчества.
  • Филологические знания в педагогике.
    Планирование уроков. Исследование особенностей восприятия литературных текстов школьниками через внеклассное чтение. Исследование литературных произведений при разработке уроков, планировании программ и разработке учебно-методических материалов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой собеседование по вопросам, которые тематически связаны с разделами курса и с теоретическими трудами, обсуждавшимися в ходе курса. Экзаменационные вопросы заранее известны студенту. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. Во время подготовки к ответу по билету, студенту не разрешается пользоваться никакими источниками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство и методология социально-гуманитарного познания: монография / Н. Ф. Бучило. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/940503
  • Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190