We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philology Research Methods

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Bresler, Dmitry


Zenkin, Sergey

Программа дисциплины

Аннотация

Теория литературы, бурно развивавшаяся в разных странах в XIX-ХХ вв., породила ряд глубоко разработанных и плодотворных методов филологического исследования, многие из которых значимы для общей теории словесной культуры. В предлагаемом курсе, в отличие от большинства других курсов теории литературы, приняты два оригинальных принципа: 1) изложение носит не догматический, а критический характер, то есть сопоставляются различные методы, концепции и филологические дисциплины (риторика, нарратология и т.п.) и демонстрируются их сильные и слабые стороны, пределы применимости; 2) обсуждаются не абстрактные схемы той или иной школы или дисциплины («теория русской формальной школы», «теория французского структурализма»), а их применение в исследовании конкретных проблем теории литературы («формалистическая теория литературного быта», «лингвистическая и риторическая концепция литературного стиля»). В соответствии с современными методами истории идей, анализируются не только эксплицитные понятия и схемы, но и имплицитные познавательные метафоры, лежащие в основе той или иной концепции. Теоретическое изложение иллюстрируется примерами – анализом текстов или фрагментов текстов художественной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Критическое освоение методов и рабочих категорий современной теории литературы и повышение уровня филологической компетенции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о филологии как научном проекте современной эпохи. Знает прескриптивные и дескриптивные методы.
  • Имеет представление о писательской биографии как факте социального существования современной литературы; модели ее формирования. Понимает значение авторской личности и ее несводимости к биографическому «сочинителю».
  • Понимает парадигматические пределы текста: фрагмент, вариант, внетекстовые структуры
  • Имеет представление о динамике стиха; его отличие от прозы и эволюционно-типологическое место по отношению к ней.
  • Имеет представление о фигурах стиля, их современной (лингвистической) классификации и их динамическом развитии в литературе: редукции, лексикализации, взаимопревращении.
  • Владеет нарративными структурами и фигурами: актантная структура, временные трансформации, фокализация
  • Знает три формы литературной референции: вымысел, правдоподобие и мимесис. Понимает онтологическое понятие вымышленного мира и его применение при анализе литературы.
  • Имеет комплексное представление о литературной эволюции, его биологических корнях. Понимает методический переход от исторического к географическому описанию больших масс текстов.
  • Понимает гетерогенность понятия литературы. Понимает литературный быт и институт литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Критика
    Картография дискурсов о литературе. Исторические формы критики: оценочная, филологическая, интерпретирующая. Филология как научный проект современной эпохи, стремящийся к интегральному описанию культуры. Поэтика: переход от прескриптивных к дескриптивным методам. Феномен «теории», возникающей в ХХ веке после структуралистской революции в гуманитарных науках. Постепенный выход науки о литературе за рамки собственно словесного материала, в область общей культурологии.
  • Автор
    Внешний и внутренний (имплицитный) автор. Историко-философская критика понятия автора и идея его «смерти». Авторская интенция как основа интерпретации произведения, пределы этой интерпретации. Авторская личность и ее несводимость к биографическому «сочинителю». Писательская биография как факт социального существования современной литературы; модели ее формирования.
  • Текст
    Текст (художественный или нет) – не дескриптивное, а оценочное понятие; культура назначает некоторые высказывания «текстами». Парадигматические пределы текста: фрагмент, вариант, внетекстовые структуры. Синтагматические пределы, рамки текста: заголовок, имя автора и т.п. Метатекстуальная функция рамочных элементов, определяющих способ чтения текста.
  • Стих
    Динамика стиха; его отличие от прозы и эволюционно-типологическое место по отношению к ней. Ритмические и звуковые повторы как структурный принцип стихотворной речи. Ритм и метр в стихе, динамическое взаимодействие между ними. «Заумный» стих как предельный случай поэтической динамики. Семантика стиха, проблема семантического ореола метра.
  • Стиль
    История понятия «стиль», его монистическое и плюралистическое определение. Лингвистическая концепция стиля: стиль как вариант речи, определяемый коннотацией. Риторическая концепция стиля: стиль как отклонение от нейтральной нормы, возможное благодаря синонимии. Фигуры стиля, их современная (лингвистическая) классификация и их динамическое развитие в литературе: редукция, лексикализация, взаимопревращение. Когнитивная и эстетическая функция метафоры.
  • Рассказ
    Проблема «чистого рассказа (повествования)», освобожденного от мотивировок. Два аспекта рассказа: действие и его осмысление, нарративное знание. Парадиегетические (не вполне повествовательные) жанры: летопись, дневник, бортовой журнал, переписка. Временная интеграция событий как определяющая черта рассказа. Открытый (циклический) и закрытый (линейный) рассказ; повествование и миф. Нарративные структуры и фигуры: актантная структура, временные трансформации, фокализация.
  • Референция.
    Три формы литературной референции: вымысел, правдоподобие и мимесис. Онтологическое понятие вымышленного мира и его применение при анализе литературы. Правдоподобие – риторическая категория, характеризующая условные средства создания «реалистической иллюзии» (типизация, «эффект реальности»). Мимесис, в современном понимании этой категории, - подражание чужому слову (цитация) или чужому телу (имитация телесных рефлексов в речи). Литературный герой как миметическая фигура; процесс познания как предмет мимесиса.
  • История.
    Представление о литературной эволюции, его биологические корни. Две модели литературной эволюции: филиационная (мирное наследование от старших к младшим) и системно-динамическая (революционные перемены). История чтения: старые тексты читаются по-новому. Интертекстуальность – новейшее представление о взаимодействии текстов, делающее незначимым их временное следование. «Цифровые гуманитарные науки»: методический
  • Литература
    Проблема литературности (что входит в литературу?) – ключевой вопрос современной теории, начиная с русской формальной школы. Определения литературы: тематическое и функциональное. Гетерогенность понятия литературы. Открытый и закрытый текст; «не-литература» в составе литературы (фольклор, массовая словесность). Литературный быт и институт литературы – внесловесный, собственно социальный субстрат художественного творчества.
  • Филологические знания в педагогике.
    Планирование уроков. Исследование особенностей восприятия литературных текстов школьниками через внеклассное чтение. Исследование литературных произведений при разработке уроков, планировании программ и разработке учебно-методических материалов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой собеседование по вопросам, которые тематически связаны с разделами курса и с теоретическими трудами, обсуждавшимися в ходе курса. Экзаменационные вопросы заранее известны студенту. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. Во время подготовки к ответу по билету, студенту не разрешается пользоваться никакими источниками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство и методология социально-гуманитарного познания: монография / Н. Ф. Бучило. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/940503
  • Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190