We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Poetics of Defamiliarization: from Modernism to Postmodernism

2020/2021
Academic Year
ENG
Instruction in English
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Instructor


Witte, Georg W.

Course Syllabus

Abstract

Теоретическим фокусом курса является концепция остранения, прославившаяся благодаря литературно-теоретическим работам русских формалистов. Акцент сделан на русской поэтической теории и практике, но с четким сравнительным акцентом (сопоставимые понятия в западноевропейской и американской поэтике). Первая часть курса посвящена эпохе модернизма и авангарда (1900 - 1930 гг.), вторая часть - эпохе постмодернизма и современности.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Понимание концепции, которая эффективна и по сей день, как составляющую теории эстетического восприятия в целом и поэтического языка в частности, а также понять ее историческое развитие со времен древней поэтики
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Магистранты знают теоретико-исторические контексты понятия "остранение" и понимают его значение для теории поэтического языка.
  • Магистранты различают конкурирующие концепции ритма в культуре и литературе модернизма и понимают актуальность ритма для теории эстетического воздействия.
  • Магистранты заостряют внимание к материальным и медийным аспектам поэзии, знакомятся с важнейшими теориями звуковых и письменных форм стихотворений.
  • Используя в качестве примера многогранное и программное поэтологическое эссе О. Мандельштама „Разговор о Данте“, магистранты учатся различать различные факторы поэтического остранения - метафоры, метонимии, звук, голос, синестезию, цитаты/интертекстуальность и др.
  • Магистранты получают представление об историческом развитии жанров и форм визуальной поэзии и умеют различать соответственные позиции авангарда и пост-авангарда.
  • Магистранты осознают важность теории и практики устного, музыкального и сценического исполнения поэзии – в более широких теоретико-истoрических рамках performative turn в гуманитарных науках.
Course Contents

Course Contents

  • Поэтика остранения в контексте эстетической теории модернизма и ee значение для изучения стихотворного языка
    Основные тексты Виктора Шловского об остранении („Воскрешение слова“, „Искусство как прием“) будут обсуждаться в контексте эстетической теории и авангардной поэзии начала 20 века. Также включены эмпирико-психологические исследования этого времени по восприятию литературного произведения (особенно теория Льва Выготского об "эстетической реакции"). Особый акцент в этой теме сделан на стиховедческом уточнении теории остранения в трудах Юрия Тынянова („Проблема стихотворного языка“, Осипа Брика („Ритм и синтаксис“) и др.
  • Дискурс о ритме в психологии и антропологии раннего 20 века и его значение для теории поэтического ритма
    Концепции ритма в раннем 20 веке обсуждаются как фактор развития теории эстетического остранения. Это касается, с одной стороны, ритмо-теоретических работ Андрея Белого ("Лирика и эксперимент", "Ритм как диалектика" и др.), с другой стороны, значения ритма в теории рецепции театра и кино (Сергей Эйзенштейн, "Ритмический барабан" и др.). Учитывается тесная связь дискурса о ритме с теориями и практиками физического движения и его кинестетического качества (танец, гимнастика, биомеханика и т.д.), а также с политическими воображениями новых форм сообщества. Включены и антропологические и психологические теории ритма, их особое значение для теорий поэтического ритма (Ernst Grosse, Karl Bücher, Ernst Meumann, Eduard Sievers, Сергей Бернштейн, Софья Высеславцева и другие).
  • Материальность поэзии: звуковые и визуальное аспекты поэтической практики в раннем 20 веке
    Обсуждаются медийные особенности поэзии, в акустической (устно исполненной) и написанной форме, а также соответствующие эффекты остранения. Акцент сделан на "мифопоэтических" концепциях генезиса поэзии от первозвуков (Андрей Белый, "Глоссолалия" и др.) и на авангардистских экспериментах с визуальным восприятием поэтического текста (Малларме, "Un coup de dés", Крученых/Хлебников "Буква как таковая", Эль Лисицкий/Владимир Маяковский, "Для голоса“ и др.).
  • Диалог поэтологической рефлексии и поэтической практики
    На примере Осипа Мандельштама будет обсуждаться тесное переплетение поэтологической рефлексии и поэтической практики. Будут обсуждаться поэтологические эссе Мандельштама ("O природе слов", „Слово и культура“) и программные стихи ("Нашедший подкову" и др.). Акцент сделан на эссе Мандельштама "Разговор о Данте" с его многогранной теорией поэтических троп ("гераклитовая метафора") и особым акцентом на синестетическом ощущении поэзии.
  • Пост-авангард и новые концепции визуальности поэзии
    Традиции русской и зарубежной визуальной поэзии от модернизма до современности обсуждаются как особая форма поэтического остранения. Будут рассмотрены исторические предшественники в античности и в поэзии барокко (carmina figurata). В центре внимания находятся примеры из американской, немецкоязычной, французской и русской поэзии XX века ("Каллиграммы" Аполлинера, "конкретная поэзия" Евгения Гомрингера, "Леттризм" Исидора Ису и других авторов, визуальные стихи Э. Каммингса, Всеволода Некрасова и др.)
  • Тело, жест, голос: декламация, сценические и перформативные приемы чтения и их значение для поэтики остранения
    : Актуальность голосового и телесного перформанса для поэтики остранения обсуждается на основе теории поэтической декламации (Сергей Бернштейн; исследования в "Институте живого слова") и определения особой роли ситуации устной декламации для определенных жанров (Тынянов, "Ода как ораторский жанр"). Учитываются теории генетической связи между жестом и речью. Кроме того, будут обсуждаться более поздние экспериментальные практики пересечения границ между поэзией и перформансом (Лев Рубинштейн, Андрей Монастырский, Владимир Тарасов/Дмитрий Пригов, Роман Осминкин, rap poetry).
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Аудиторная работа
    Устная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • non-blocking Форум
    Магистранты ведут блог с краткими (100-300 слов) отзывами о прочитанном/просмотренном по курсу на групповом форуме, при необходимости снабжая их ссылками на обнаруженные в ходе подготовки к семинарам тексты, изображения, аудио-, видео- и иные материалы, читают и комментируют блоги других участников форума. Темы и сообщения блога доступны всем слушателям и преподавателю дисциплины, которые могут оставлять свои комментарии и соображения в ответ на посты коллег. Тематика и названия заголовков и сообщений в ленте форума являются прерогативой магистрантов и фиксируют их собственные достижения и открытия по мере прохождения дисциплины.
  • non-blocking Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 1-2 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Напишите эссе объемом от 9000 до 15000 печатных знаков с пробелами на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. В эссе проанализируйте теоретические и/или литературные тексты. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (4 module)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Форум + 0.6 * Экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Crawford, L. (1984). Viktor Shklovskij: Différance in Defamiliarization. Comparative Literature, 36(3), 209. https://doi.org/10.2307/1770260

Recommended Additional Bibliography

  • MANIN, D. Y. (2011). Chopped-Up Prose or Liberated Verse? An Experimental Study of Russian Vers Libre. Modern Philology, 108(4), 580–596. https://doi.org/10.1086/660697
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5