We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The Origin of "World Literature": Russian Romanticism and its European Contexts

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Gasparov, Boris


Zenkin, Sergey


Shkolnikov, Vadim

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Возникновение «мировой литературы»: русский романтизм и его европейские контексты» предназначен для ознакомления слушателей с историей апроприации романтических доктрин в русской культуре и развития у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии
  • Повышение уровня филологической компетенции
  • Дать навыки применения теоретических знаний к анализу литературных текстов, в которых романтическая проблематика нашла наиболее яркое отражение
  • Сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности
  • Помочь студентам в составлении аргументированных текстов среднего размера (эссе), основанных исключительно на собственных наблюдениях, и таким образом привить студентам навык самостоятельно размышлять на темы, относящиеся к разным областям гуманитарного знания (филология и искусствоведение)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты понимают общие философские основы романтического сознания; владеют исторической перспективой на ранние романтические кружки и основополагающие полемики в Европе и России; распознают различные структуры субъективности, воображенные в европейских и русских элегиях.
  • Магистранты схватывают ключевое типологическое различие между «наивной» и рефлектирующей поэзией; анализируют, как образ «другого» способствовал европейскому самосознанию; понимают важность империалистического контекста для развития романтизма в Европе и России.
  • Магистранты распознают различные дискурсивные стратегии романтизма; понимают ключевую концепцию романтической иронии; анализируют различные формы театральности в произведениях и повседневной жизни романтиков.
  • Магистранты владеют методами типологического анализа романтических героев; излагают историю демонической тематики; знают истоки байронической персоны и анализируют байронизм Пушкина и Лермонтова. Магистранты понимают важную роль женщин в развитии романтической культуры и критически анализируют проблемы женской личности в романтическом творчестве.
  • Магистранты владеют ключевыми концепции романтического национализма и понимают, почему идея мировой литературы осуществилась именно в эпоху романтизма. Магистранты анализируют формы всемирно-исторического самосознания в русской публицистике и художественной литературе.
  • Магистранты владеют ключевыми концепциями романтической философии искусства; распознают философские истоки концепций прекрасного в романтическом творчестве; характеризуют различные системы мироздания, созданные романтическим воображением.
  • Магистранты анализируют политическую ориентацию романтического творчества; понимают влияние французской революции на романтическое искусство; характеризуют культуру и произведения тайных обществ в России: декабристов и любомудров.
  • Магистранты оценивают роль готики и эстетики «жуткого» в романтическом творчестве; анализируют «Русские ночи» как кульминацию и многосложный самоанализ романтизма; прослеживают плавную концептуальную эволюцию от романтизма к реализму.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы романтического сознания. Романтическая субъективность.
    Романтическое сознание и его философские основы. Противоречия и дисконтинуальность как когнитивные стратегии. Коллективность: Йена и "Арзамас." Полемика между "романтиками" и "классиками". Элегические настроения: Грей, Вордсворт, Новалис, Жуковский, Батюшков, Пушкин, Баратынский. Элегия и структура субъективности.
  • Рефлексия. Поиски «другого». Экзотика. Империализм.
    Рефлексия: oт "наивной" к "сентиментальной" поэзии. Поиски "другого": романтическая экзотика. Романтический странник: экзотизм и империя. Разновидности «ориентализма»: Шатобриан, Пушкин, Баратынский, Лермонтов, Бестужев-Марлинский. Империализм и возвышенное. Империализм и гендер.
  • Дискурсы романтизма. Романтическая ирония. Театральность.
    Дискурсы романтизма: дисконтинуальность; ирония; эллипсис; динамика авторского голоса. "Онегинский" дискурс. Искусство паузы: романтический театр и театральность. Ф. Шлегель и романтическая ирония. Жизнь как искусство. Театральность в повседневной жизни.
  • Романтические герои. Романтический демонизм. Женщины романтизма..
    Типология романтических героев. Разновидности романтического демонизма: Шиллер, Гете, Блейк. Генезис байронического героя. Демонизм и байронизм в творчестве Пушкина и Лермонтова. Важные женщины-деятели романтизма: Каролина Шлегель, Мадам де Сталь, Каролина Павлова. Проблема женской личности в романтизме.
  • Романтический национализм и мировая литература.
    Романтический национализм и понятие всемирной истории Гердера. Теории мировой литературы от Гете до P. Casanova. Начало всемирно-исторического самосознания в России: Чаадаев, Веневитинов, Белинский. Историческое и национальное самосознание в творчестве Пушкина и Гоголя.
  • Философская эстетика и культ прекрасного.
    Философия искусства Шеллинга и ее влияние в России. Теория поэзия Шелли и тематика эоловой арфы. Идея гения. Философская поэтика и тематика “Beauty is truth”: Новалис, Китс, Гоголь. Философская поэтика и системы мироздания: Блейк, Вордсворт, Шелли, Тютчев.
  • Политика романтизма. Революционный романтизм. Тайные общества.
    Романтизм и французская революция. Романтики-контрреволюционеры. Утопический социализм. Тайные общества: декабристы и любомудры. Поэты-декабристы.
  • Кризис романтического сознания и стремление к «действительности».
    Романтизм и готика. Эстетика «жуткого». «Русские ночи» Одоевского как ретроспективная самокритика романтизма. Философский кружок Станкевича: от романтизма к реализму. Гегельянское разоблачение «прекрасной души» и основы реализма Белинского.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    В качестве аудиторной работы задание—на одном семинаре (в первом или втором модуле) вести дискуссию на избранную тему, примерно 15-20 минут. Это предполагает: начать с краткого введения, которое объяснит важность избранной темы и задачи дискуссии задавать вопрос аудитории, отзываться на идеи других, поддерживать разговор возможно, предложить отрывки из текста для совместного анализа направлять дискуссию на полное раскрытие темы продемонстрировать собственное знание темы
  • неблокирующий Презентация
    10-15 минут (в первом или втором модуле) Магистрант сам формирует тему, желательно связанную с общей темой данного семинара. Можно ориентироваться на темы для дискуссии, предложенные преподавателем; можно концентрироваться на детальном анализе (close reading) ключевого отрывка из заданных текстов; можно разобрать аргументы из научной литературы. Главное—эффективно разработать собственный критический анализ. Также, часть задания—ответить на вопросы слушателей.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 1-2 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Напишите эссе объемом от 2000 до 3000 слов на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leighton, L. G. (1975). Russian Romanticism : 2 Essays. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=555113

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Larisa Volpert. (1991). Творческая игра и французская литература. К проблеме становления психологизма Пушкина. Cahiers Du Monde Russe et Soviétique, 32(2), 197–208. https://doi.org/10.3406/cmr.1991.2274
  • ВИРОЛАЙНЕН МАРИЯ НАУМОВНА. (2015). Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу. Мир Русского Слова, 4.
  • Дубровская Светлана Анатольевна. (2017). Карнавальный контекст литературного поведения членов общества «Арзамас». TSNS “Interaktiv plus.”
  • Литвиненко Нинель Анисимовна. (n.d.). Романтизм В Литературе: О Некоторых Подходах К Изучению Литературных Взаимодействий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fromantizm-v-literature-o-nekotoryh-podhodah-k-izucheniyu-literaturnyh-vzaimodeystviy
  • МИХЕД ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Гоголь и Мериме: «<3аметки о Мериме>» в контексте духовно-эстетических исканий 1840-х гг. Имагология и Компаративистика, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447892