We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

At the Crossroads of Baroque and Enlightenment: Russian Literature of the 18th Century

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Kostin, Andrei


Sutorius, Konstantin

Программа дисциплины

Аннотация

Программа курса знакомит с литературными сочинениями, в которых можно наиболее наглядно наблюдать изменение представлений о характере вербального художественного высказывания. Аналитическая оптика курса исходит из представления о подвижности и конструируемости самого понятия литературы и демонстрирует культурные механизмы этого конструирования. Помимо этого, в центре внимания курса находится описание места русской словесности XVIII века в развитии европейской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с основными вопросами развития русской литературы XVIII века.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о художественном вербальном тексте в русской культуры. Владеет основной терминологией, способен охарактеризовать основные подходы к обоснованию и изучению проблемы.
  • Представляет связь развития литературы этого десятилетия с социальными процессами. Владеет навыками анализа текстов, созданных в поле, конструкция которого радикально отлична от стандарта XIX века.
  • Имеет представление о развитии системы литературных жанров в середине XVIII века. Имеет навык анализа вербальных и невербальных перформансов, реализующих стратегии власти.
  • Владеет навыками анализа этнографических сочинений XVIII века.
  • Имеет представление о локусах публичной речи в этот период.
  • Имеет представление об истории женского авторства в России XVIII века.
  • Имеет представление об системе жанров этого периода. Имеет представление об истории квир-литературы в Европе XVIII века и ее связи с русским сентиментализмом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Художественный (artificial, сделанный) вербальный текст в русской культуре XVIII века:
    Основные подходы к обоснованию и изучению проблемы
  • Русская литература и культура 1730-х гг.
    Основные факты медиальной истории русской литературы 1730-х гг.
  • Русская литература 1740-1750-х гг.
    Основные факты медиальной истории русской литературы 1740 – 1750-х гг.
  • Русская литература XVIII века в постколониальной оптике
    Основные этапы истории воображения пространства в России XVIII века.
  • Русская литература 1760-1770-х гг.
    Основные факты медиальной истории русской литературы 1740 – 1750-х гг.
  • Феминное и маскулинное в русской литературе XVIII века.
    Основные особенности гендерной социальности в России XVIII века.
  • Русская литература 1789-1790-х гг.
    Основные факты медиальной истории русской литературы 1740 – 1750-х гг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    К каждому семинару студентам задается чтение (размещается общей папке в сети Интернет, отсылается по электронной почте или размещается в системе LMS) – один или несколько текстов по соответствующей теме и академический текст. Семинар представляет собой дискуссию по заданным текстам
  • неблокирующий Эссе
    В конце 1 модуля (после изучения Тем 1-4) каждый студент должен подготовить эссе. Объем эссе - 9-14 тыс. знаков (1200-2000 слов). Эссе должно представлять собой исследовательскую работу (дизайн/набросок исследовательской работы), написанную о (или в связи с) любым из текстов, изучавшихся на семинарах тем 1 -4, будь то литературных или академических. Эссе должно демонстрировать попытку задать к тексту вопрос (или использовать текст для ответа на вопрос), для ответа на который необходимо выйти за пределы текста (должна привлекаться исследовательская литература, цитироваться другие тексты XVIII в и других времен). Тема эссе выбирается студентом самостоятельно при возможном согласовании с преподавателем.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в представления письменной работы (итоговое эссе) в конце курса, после изучения тем 1-7. Объем итогового эссе - 9-14 тыс. знаков (1200-2000 слов). Итоговое эссе должно представлять собой исследовательскую работу (дизайн/набросок исследовательской работы), написанную о (или в связи с) любым из текстов, изучавшихся на семинарах тем 1-7, будь то литературных или академических. Эссе должно демонстрировать попытку задать к тексту вопрос (или использовать текст для ответа на вопрос), для ответа на который необходимо выйти за пределы текста (должна привлекаться исследовательская литература, цитироваться другие тексты XVIII в и других времен). Тема эссе выбирается студентом самостоятельно при возможном согласовании с преподавателем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Golburt, L. (2014). The First Epoch : The Eighteenth Century and the Russian Cultural Imagination. Madison, Wisconsin: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=809054
  • Zorin, A. (2014). By Fables Alone : Literature and State Ideology in Late Eighteenth- and Early Nineteenth-Century Russia. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Academic Studies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3CB794E2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Harsha Ram. (2003). The Imperial Sublime : A Russian Poetics of Empire. University of Wisconsin Press.
  • Levitt, M. C. (2009). Early Modern Russian Letters : Texts and Contexts. Academic Studies Press.