We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of Tropes: Rhetoric, History, Anthropology, Politics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor


Kalinin, Ilya

Программа дисциплины

Аннотация

Курса «Теория тропов: риторика, история, антропология, политика» ставит перед собой задачу научения понимания студентами риторической природы языка, и ее импликаций в различных сферах культуры; приобретение ими знаний о разных теоретических подходах к феномену тропов; способствует формированию способности синтезировать эти подходы для изучения сложных явлений современной культуры и общественной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыка ставить аналитические вопросы к сложным текстам, уметь сопоставлять различные теории и явления, находить материал для исследования как в окружающем их мире актуальных текстов, так и в различного рода базах данных и корпусах (таких как Национальный корпус русского языка, JSTOR, Project MUSE, WordNet и др.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты получают представление о том, что такое концептуальные метафоры и метафорическое отображение (mapping). Вводится понятие воплощения (embodiment) и метафора.
  • Студенты ориентируется в том, что такое теория ментального пространства. Получают знание о работах по когнитивной лингвистики Ж. Фоконье.
  • Опираясь на описанные выше теории, студенты формируют навыки обращения с теориями Ж. Фоконье и М. Тернер (теорией концептуальной интеграции, которая широко распространяется не только в когнитивной лингвистике, но и в смежных дисциплинах).
  • Студенты получают навык работы с такими корпусами и базами как Национальный корпус русского языка, WordNet, The Mind is a Metaphor и др.
  • Студенты начинают ориентироваться в традиции определения и описания метафор и других тропов в традиционных риториках и поэтиках - от Аристотеля до современных исследований.
  • Во время занятия, опираясь на заранее освоенный теоретический материал, рассматривает роль метафоры в историографических концепциях различных эпох, но прежде всего в тех историографических традициях, где главным предметом описания и одновременно главным действующим лицом является нация или государство.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Метафоры, которыми мы живем" Лакоффа и Джонсона как манифест когнитивной лингвистики.
    Занятие проводится в смешанной лекционно-семинарской форме. На теории метафоры, разработанной Дж. Лакоффом и М. Джонсоном во многом базируется современая когнитивная лингвистика, но влияние этой теории выходит далеко за пределы узкой дисциплинарной области. Концептуальная теория метафоры (КТМ) широко используется в политологии, экономике, социологических и антропологических исследованиях. Именно поэтому необходимо иметь четкое представление о том, какие идеи лежат в основе этой теории, и как эти идеи развивались в дальнейшем. Необходимо учитывать различия в "сильной" и "слабой" версии КТМ. В сильной версии (Лакофф и Джонсон) теория утверждает, что наши знания об источнике (source) используются для того, чтобы конструировать и порождать в мышлении и речи знания о "цели", или, как иногда переводят, "мишени" (target). Современные психологи опровергают это, соглашаясь с более мягкой версией КТМ, сформулированной Грегори Мерфи в 1996 году и заключающейся в том, что концептуальное содержание источника существует само по себе, но в процессе работы концептуальной метафоры переструктурируется соответственно ей. Также важно представлять, что данная теория не возникает в пустоте, а опирается на исследования в области семантики, которые вели как зарубежные, так и отечественные ученые. В рамках занятия будет сопоставлена книга Лакоффа и Джонсона и вышедшая одновременно с ней статья В. А. Успенского "О вещных коннотациях абстрактных существительных". Часть занятия будет построена как дискуссия под руководством двух преподавателей между небольшими группами студентов о сходстве и различии этих работ
  • Ментальные пространства и ИКМ
    Занятие проводится в смешанной лекционно-семинарской форме, значительное время уделяется медленному чтению фрагментов текстов и выполнению неформальных письменных заданий. Теория ментального пространства вводится в когнитивную лингвистику Ж. Фоконье. По Фоконье ментальное пространство - это некоторый конструкт, создаваемый в сознании человека с помощью определенных языковых инструкций. Мы можем конструировать различные ситуации, как реальные (например, воспоминания), так и гипотетические (сюжеты книг, фильмов и т.п.). При этом конструирование организуется при помощи ментальных пространств, которые формально определяются как упорядоченные множества с элементами и отношениями между ними, открытые для пополнения их новыми элементами и отношениями соответственно.
  • Концептуальная интеграция. Метафоры и модальности восприятия. Мультимодальные метафоры. Метафоры и иконичность.
    Опираясь на описанные выше теории, Ж. Фоконье и М. Тернер создают теорию концептуальной интеграции, которая широко распространяется не только в когнитивной лингвистике, но и в смежных дисциплинах. Согласно этой теории ментальные пространства могут не просто накладываться друг на друга, но в процессе взаимодействия образовывать принципиально новое пространство, т.н. бленд. Это происходит каждый раз, когда мы структурируем одно понятие или явление в терминах другого.
  • Метафоры и иконичность. Различные подходы к анализу метафор. Семантический подход. Корпусный подход. Мультимодальный подход. Дискурсивный анализ.
    В современной лингвистике выделяется несколько подходов к исследованию метафор. Ряд из них был уже охарактеризован на предыдущих занятиях, поэтому акцент на данном занятии делается на работе с базами данных и корпусами (в рамках корпусного подхода). Рассматриваются такие корпуса и базы как Национальный корпус русского языка, WordNet, The Mind is a Metaphor и др. Также будут рассмотрен мультимодальный подход к исследованию метафоры и проблема взаимодействия механизмов метафоризации и иконичности.
  • Анализ метафор: практическое применение в науке о языке и социальных науках.
    Специфика метафоры как риторического аргумента, используемого в политическом дискурсе состоит в том, что позволяет его субъектам структурировать и производить реальность, которую они осознают как объективную и внешнюю по отношению к себе. Это тот «эффект реальности», который производит политический дискурс, задавая определенные границы политического сообщества и определенным образом картографируя пространство политического в целом. Социальная реальность предстает здесь как эффект взаимодействия тех значений, которые производит дискурс. В этом смысле, метафора обладает мощным манипулятивным потенциалом, позволяя заранее задавать «формат» разговора о тех или иных вещах, и исключая из речи то, что в принципе невозможно сказать, исходя из заданной таким образом риторики и грамматики политического языка. Но, с другой стороны, она также дает и возможность обратной реконструкции. Реализуя желание говорящего, неся в себе его отпечаток, метафора позволяет обнажить тот способ думать и смотреть на вещи, которые практикует субъект. Раскручивая в обратном порядке цепочку символических отождествлений, на основе которых метафора наделяет субъекта дискурсивной властью над производимой им реальностью, мы можем приблизиться к комплексу сознательных и бессознательных мотивов, определяющих его представления об этой «объективной» реальности. В этом смысле метафора является симптомом, позволяющим обнаруживать и описывать фундаментальный уровень, определяющий ту или иную политическую культуру, но ускользающий при этом от ее носителей.
  • Риторика историографии: метафора и исторический нарратив
    В сознании Нового времени историческая наука мыслится как объективное постижение законов исторического развития либо в её сугубо позитивистском варианте как представление «чистых фактов» в их естественной хронологии. Однако, имея дело с прошлым, то есть с «отсутствующим референтом», историография неизбежно испытывают недостаток в подлежащем верификации объекте. «Любая словесная пропозиция о вещах, существующих в абсолютном прошлом, отсылает нас к бытию, о котором мы знаем только из других словесных пропозиций», - это высказывание Х. Уайта утверждает замкнутый дискурсивный характер историографического нарратива и связано с так называемым «лингвистическим поворотом» в историографии. Его смысл заключается в том, что историческая наука (равно как и весь цикл гуманитарных наук в целом) и тот тип дискурса, который она производит, начинает рассматриваться как текст, который опирается не только на разработанные методы анализа внешнего по отношению к себе материала (исторические источники), но и на определенные типы (как правило, не осознаваемые самим историком) риторической организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 2-3 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Экзаменационное задание Напишите эссе объемом от 9000 до 18000 печатных знаков с пробелами на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. В эссе проанализируйте литературный текст либо фильм либо иной культурный феномен, характеризующий один из аспектов его риторической организации. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.45 * Аудиторная работа + 0.55 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ашкеров, А. (2002). Метаистория метаистории, или Декодирование Хейдена Уайта (Уайт Х. “Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века”). Социологическое Обозрение, 2(1).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Данилов, В. (2004). Полдень Философии Истории. Ф. Р. Анкерсмит «История И Тропология: Взлет И Падение Метафоры». М., 2003 Г. Философия и Общество, 3.