We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Phenomenology of Reality: the Age of Realism

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Gasparov, Boris


Shkolnikov, Vadim

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен сравнительному анализу литературного реализма XIX века, особенно во французской, русской, и англо-американской традициях. Главная цель - концептуально обхватать реализм как определенный стиль художественного изображения внешнего, социального мира, но и также как конкретная, развивающаяся форма социо-исторического самосознания. Мы будем подробно рассматривать развитие реализма от элементарных очерков социальных типов к сложным психологическим конструкциям, характеризованным нарративной гетерогенностью и полифонией. Особенное внимание будет уделено сознательной и бессознательной социо-политической значимости развивающегося реализма. Мы также будем анализировать взаимное влияние между литературными текстами и другими формами искусства: живопись, музыка, театр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Концептуальный обхват реализма как определенного стили художественного изображения внешнего, социального мира, но и также как конкретная, развивающаяся форма социо-исторического самосознания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает теоретические основы реализма. Понимает взаимосвязь реализма и визуального образа. Имеет представление о реализме как историческом феномене.
  • Ориентируется в темах физиологического очерка в английской, французской и русской литературах.
  • Понимает проблему субъекта и цивилизации. Владеет тематикой «потерянных душ» в русском американском реализме.
  • Имеет представление о влиянии реализма на рождение русской интиллигенции, русском нигилисте в повседневной жизни. Ориентируется в социальном сознании движения в живописи Передвижников.
  • Понимает нарративную гетерогенность и полифонию в викторианском романе.
  • Имеет представление о взаимосвязи визуальности, музыкальности, драматичности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы
    Реализм как исторический феномен: теории Гегеля, Белинского, Лукача. История Западного мимесиса Ауэрбаха. Реализм и визуальный образ. Реализм и слово: введение в теории Бахтина
  • Ранний реализм: «физиология», очерки, эскизы
    Физиологический очерк в английской, французской и русской литературах. Текст, иллюстрация, рынок. Социум как организм. Белинский и развитие натуральной школы в русской литературе
  • Проблема субъекта и цивилизации
    Бальзаковский текст как пространство желания. Тематика «потерянных иллюзий». На периферии всемирной культуры: Чаадаев, Гоголь, Твен. Тематика «мертвых душ» в американском реализме
  • Построение личности, «новые люди» и освободительное движение в России
    Реализм и рождение русской интеллигенции. Реалистическое самосознание Белинского и Герцена. Русский нигилист в повседневной жизни. Чернышевский и освобождение женщин. «Новые люди» и «лишний человек» в творчестве Тургенева. Социальное сознание в живописи Передвижников. Литературность в искусстве Репина
  • Нарративная гетерогенность и полифония
    Теория Бахтина о разноречии о романе. Нарративная гетерогенность в викторианском романе: Теккерей и Элиот. Рассказчик и читательская рецепция в реалистическом романе. Диалогизм и карнавал в творчестве Достоевского. Проблемы пространства и времени в творчестве Л. Н. Толстого. Психологическая индивидуализация в позднем реализме Толстого
  • Визуальность, музыкальность, драматичность
    Французский импрессионизм и литературный реализм. Импрессионистский стиль Флобера. Импрессионизм и «экспериментальный роман» Золя. Опера и история литературы: от романтизма к реализму. Литературно-музыкальные пересечения: Тургенев и Толстой. Импрессионизм в рассказах Чехова. Чехов, Ибсен и развитие современной драмы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    В качестве аудиторной работы задание—на одном семинаре (в первом или втором модуле) вести дискуссию на избранную тему, примерно 15-20 минут. Это предполагает: начать с краткого введения, которое объяснит важность избранной темы и задачи дискуссии задавать вопрос аудитории, отзываться на идеи других, поддерживать разговор возможно, предложить отрывки из текста для совместного анализа направлять дискуссию на полное раскрытие темы продемонстрировать собственное знание темы
  • неблокирующий Устная презентация
    10-15 минут (в первом или втором модуле) Магистрант сам формирует тему, желательно связанную с общей темой данного семинара. Можно ориентироваться на темы для дискуссии, предложенные преподавателем; можно концентрироваться на детальном анализе (close reading) ключевого отрывка из заданных текстов; можно разобрать аргументы из научной литературы. Главное—эффективно разработать собственный критический анализ. Также, часть задания—ответить на вопросы слушателей.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 1-2 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Экзаменационное задание Напишите эссе объемом от 2000 до 3000 слов на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю. Прокторинг не требуется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Устная презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bakhtin, M. M., & Holquist, M. (1981). The Dialogic Imagination : Four Essays. University of Texas Press.
  • Ginzburg, L., & Rosengrant, J. (1991). On Psychological Prose. Princeton University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brooks, P. (2005). Realist Vision. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187667
  • Morson, G. S., & Grave, I. (2013). Prosaics and Other Provocations : Empathy, Open Time, and the Novel. Academic Studies Press.