• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Phenomenology of Reality: the Age of Realism

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Gasparov, Boris


Shkolnikov, Vadim

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен сравнительному анализу литературного реализма XIX века, особенно во французской, русской, и англо-американской традициях. Главная цель - концептуально обхватать реализм как определенный стиль художественного изображения внешнего, социального мира, но и также как конкретная, развивающаяся форма социо-исторического самосознания. Мы будем подробно рассматривать развитие реализма от элементарных очерков социальных типов к сложным психологическим конструкциям, характеризованным нарративной гетерогенностью и полифонией. Особенное внимание будет уделено сознательной и бессознательной социо-политической значимости развивающегося реализма. Мы также будем анализировать взаимное влияние между литературными текстами и другими формами искусства: живопись, музыка, театр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Концептуальный обхват реализма как определенного стили художественного изображения внешнего, социального мира, но и также как конкретная, развивающаяся форма социо-исторического самосознания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает теоретические основы реализма. Понимает взаимосвязь реализма и визуального образа. Имеет представление о реализме как историческом феномене.
  • Ориентируется в темах физиологического очерка в английской, французской и русской литературах.
  • Понимает проблему субъекта и цивилизации. Владеет тематикой «потерянных душ» в русском американском реализме.
  • Имеет представление о влиянии реализма на рождение русской интиллигенции, русском нигилисте в повседневной жизни. Ориентируется в социальном сознании движения в живописи Передвижников.
  • Понимает нарративную гетерогенность и полифонию в викторианском романе.
  • Имеет представление о взаимосвязи визуальности, музыкальности, драматичности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы
    Реализм как исторический феномен: теории Гегеля, Белинского, Лукача. История Западного мимесиса Ауэрбаха. Реализм и визуальный образ. Реализм и слово: введение в теории Бахтина
  • Ранний реализм: «физиология», очерки, эскизы
    Физиологический очерк в английской, французской и русской литературах. Текст, иллюстрация, рынок. Социум как организм. Белинский и развитие натуральной школы в русской литературе
  • Проблема субъекта и цивилизации
    Бальзаковский текст как пространство желания. Тематика «потерянных иллюзий». На периферии всемирной культуры: Чаадаев, Гоголь, Твен. Тематика «мертвых душ» в американском реализме
  • Построение личности, «новые люди» и освободительное движение в России
    Реализм и рождение русской интеллигенции. Реалистическое самосознание Белинского и Герцена. Русский нигилист в повседневной жизни. Чернышевский и освобождение женщин. «Новые люди» и «лишний человек» в творчестве Тургенева. Социальное сознание в живописи Передвижников. Литературность в искусстве Репина
  • Нарративная гетерогенность и полифония
    Теория Бахтина о разноречии о романе. Нарративная гетерогенность в викторианском романе: Теккерей и Элиот. Рассказчик и читательская рецепция в реалистическом романе. Диалогизм и карнавал в творчестве Достоевского. Проблемы пространства и времени в творчестве Л. Н. Толстого. Психологическая индивидуализация в позднем реализме Толстого
  • Визуальность, музыкальность, драматичность
    Французский импрессионизм и литературный реализм. Импрессионистский стиль Флобера. Импрессионизм и «экспериментальный роман» Золя. Опера и история литературы: от романтизма к реализму. Литературно-музыкальные пересечения: Тургенев и Толстой. Импрессионизм в рассказах Чехова. Чехов, Ибсен и развитие современной драмы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    В качестве аудиторной работы задание—на одном семинаре (в первом или втором модуле) вести дискуссию на избранную тему, примерно 15-20 минут. Это предполагает: начать с краткого введения, которое объяснит важность избранной темы и задачи дискуссии задавать вопрос аудитории, отзываться на идеи других, поддерживать разговор возможно, предложить отрывки из текста для совместного анализа направлять дискуссию на полное раскрытие темы продемонстрировать собственное знание темы
  • неблокирующий Устная презентация
    10-15 минут (в первом или втором модуле) Магистрант сам формирует тему, желательно связанную с общей темой данного семинара. Можно ориентироваться на темы для дискуссии, предложенные преподавателем; можно концентрироваться на детальном анализе (close reading) ключевого отрывка из заданных текстов; можно разобрать аргументы из научной литературы. Главное—эффективно разработать собственный критический анализ. Также, часть задания—ответить на вопросы слушателей.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 1-2 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Экзаменационное задание Напишите эссе объемом от 2000 до 3000 слов на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю. Прокторинг не требуется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Устная презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bakhtin, M. M., & Holquist, M. (1981). The Dialogic Imagination : Four Essays. University of Texas Press.
  • Ginzburg, L., & Rosengrant, J. (1991). On Psychological Prose. Princeton University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brooks, P. (2005). Realist Vision. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187667
  • Morson, G. S., & Grave, I. (2013). Prosaics and Other Provocations : Empathy, Open Time, and the Novel. Academic Studies Press.