• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Phenomenon of Autobiography

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Феномен Автобиографии» посвящен генеалогии, становлению и развитию документальной прозы. На примере разных текстов, относящихся главным образом к русской традиции XVIII–XIX веков, будут проанализированы основные формы авто-био-графизма, а также их исторические трансформации. Курс предполагает знакомство с теорией нефикциональной прозы, основными подходами к изучению авто-био-графии, с анализом нарративных структур и прагматики текстов, авторскими стратегиями и роли публичной сферы как в выборе стратегий самих героев, так и способов их биографирования. Углубленное представление об авто-био-графических нарративах должно подвести к исторической антропологии, т. е. науке о том, как человек (приемы мысли, представления о времени и пространстве, эмоции и аффекты) меняется в истории. В этом случае мы можем определить нашу глобальную задачу как постижение тех смыслов, которые, будучи непосредственно связанными с человеческой жизнью, фиксируются в языке и таким образом становятся предметом рефлексии, полемики и распространения. Изучая то, как представляются люди той или иной эпохи, мы узнаем, что и почему имело для них значение, что было главным, а что второстепенным, какие возможности выглядели предпочтительными, а какие отбрасывались как неподходящие, как складывались и проблематизировались «образцы для подражания».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные концепции биографии и автобиографии, исторические аспекты формирования автобиографических нарративов, политические, социальные, философские сюжеты, связанные с городом.
  • Уметь анализировать биографическую и автобиографическую литературу.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знание основных концепций биографии и автобиографии, умение прилагать их к конкретным текстам
  • Демонстрировать знания исторических аспектов формирования автобиографических нарративов
  • Анализировать "эго-тексты" и использовать полученные данные в научной работе
  • Владение базовыми и углублёнными знаниями по теории биографии и автобиографии.
  • Умение аргументированно отвечать на вопросы по курсу.
  • Навык критического анализа текстов и применения концептуального аппарата курса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Биография/автобиография
  • Записки как форма автобиографизма
  • Феномен биографии
  • Биография как формы публичной речи
  • Биография «общественного деятеля»
  • Биография писателя
  • Биография Карамзина в духе Босвела
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами и сообщениями, сочинение собственных текстов и обсуждение текстов других участников семинара, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме письменного теста, включающего ответы на несколько вопросов: три вопроса обычного уровня сложности и один вопрос повышенной сложности. Для студентов Санкт-Петербургского кампуса экзамен проходит исключительно в аудитории под наблюдением преподавателя. Вопросы экзамена будут написаны на доске. Перед началом экзамена все личные вещи студентов (включая портативные компьютеры, планшеты, телефоны, наушники, гаджеты, конспекты, записки и пр.) сдаются преподавателю и остаются на его рабочем столе. На рабочем месте студента во время экзамена допускаются только листок для записи ответов и ручка. Для студентов других кампусов экзамен проводится онлайн (через облачную платформу Google Meet). Экзаменационные вопросы будут продублированы в чат конференции. Каждый студент обязан заранее подготовить рабочее место:  включить фронтальную камеру, обеспечивающую обзор всего рабочего пространства;  включить звук микрофона;  разместить фронтальную камеру так, чтобы преподаватель мог убедиться в отсутствии посторонних материалов и контролировать процесс написания. Во всех форматах (аудиторном и онлайн) пользование любыми дополнительными материалами во время экзамена (заметки, конспекты, портативные компьютеры, планшеты, телефоны, ИИ-ресурсы, интернет, средства аудиопередачи информации и т. п.) автоматически приводит к удалению студента с экзамена и выставлению оценки «0» с возможностью пересдачи в сроки, установленные учебным офисом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.7 * Активность на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зенкин, С. Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - Москва : Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с. (Научная библиотека). ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/425238

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Корнева Анна Михайловна
  • Афанасьева Анастасия Викторовна