• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Literature in Intermedial Perspective: Nonverbal Components

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 2 module

Instructor


Chukcheeva, Maria

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает изучение феномена интермедиальности в различных его формах, а также обращение к истории возникновения этого нового для гуманитарной науки понятия на рубеже XX-XXI веков. Рассмотрение взаимовлияния современных медиа (в терминологии М. Маклюэна) будет осуществляться на 3 уровнях: дискурсивном, на котором происходит выработка коммуникативного сообщения за счет комбинирования средств выражения различных медиа (например, слова и статичного изображения; слова и движущегося изображения; слова и музыки); материальном, подразумевающем контакт между носителями информации (печатное слово и устное слово, цифровые носители); институциональном, связанным с использованием медиа для выработки культурной политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии в ее связи с искусствознанием
  • Повышение уровня филологической искусствоведческой компетенции
  • Формирование навыков анализа экфрастических описаний, практика критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знание о четырёх уровнях восприятия, представление о формах репрезентации визуального в тексте, отличать дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса. Демонстрировать представление о русском литературном романтизме и изобразительном искусстве. Анализировать визуальную составляющую в творчестве Н. Гоголя
  • Ориентироваться в трансформации визуального в художественном нарративе в творчестве Ф. Достоевского. Различать художника и иконописца, их исторические, социальные и культурные характеристики
  • Анализировать проблематику репрезентации визуального в авангардном тексте
  • Дефиницировать «поэтику художественной неудачи». Ориентироваться в проблемах вербальной репрезентации фотографии
  • Различать между индекс, икону и символ, классифицировать портреты. Демонстрировать понимание текстуальных и визуальных аспектов романтической фантастики, представление о скульптуре как особом виде визуальной репрезентации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Интермедиальность: определение и смысловые границы феномена. Проблемы взаимосвязи разных искусств: теоретический аспект
  • Слова и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов. Русский литературный романтизм и изобразительное искусство
  • Взаимосвязь скульптуры и литературы. Отражение архитектуры в литературе
  • Проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского. Художник и иконописец: проблемы визуальной репрезентации сакрального
  • Взаимодействие музыкального и словесного текстов в русской культуре
  • Эстетика зрения и визуального образа в авангарде. Эстетика нефигуративного изображения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинар
  • неблокирующий Семинарское занятие
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Семинар + 0.3 * Семинарское занятие + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русский символизм : аналитика и прагматика философских оснований, автореф. дис... канд. филос. наук : 09.00.03, Кубанский гос. ун-т, 26 с., Петрык, Я. Ю., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский символизм, Колобаева, Л. А., 2000

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Жиляева Виктория Артуровна
  • Чукчеева Мария Александровна