• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methodology of Legal Research

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Samokhina, Ekaterina

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины студенты получают знания о различных методах проведения научных исследований в области юриспруденции и развивают навыки подготовки, осуществления и презентации результатов такого исследования, проводятся взаимосвязи между применением методов научных исследований и различиями в формах создания, толкования и применения нормативно-правового материала. Уточняется выбор научной методологии для проведения различных видов юридических исследований. В результате освоения дисциплины студент должен знать социологические приемы исследования правовых явлений; способы аналитического (лингвистического) изучения права; принципы нормативного анализа; применение политического анализа в праве; приемы и способы ценностного (аксиологического) дискурса в праве; условия и границы применения этих приемов и методов. Уметь подбирать адекватные научные методы и приемы для решения конкретных практических и теоретических вопросов в юриспруденции; понимать мировоззренческие, идеологические и иные предпосылки, которые могут стоять за тем или иным подходом в юриспруденции; определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу изучаемых проблем и тех гипотез, которые предлагаются для решения таких проблем; владеть культурой научного мышления, базирующейся на понимании тенденций современной науки права; оформлять письменные результаты проведенного исследования согласно правилам, принятым в российском и международном научном сообществе. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов магистратуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с этапами развития знания о праве в контексте истории развития научного знания в целом;
  • осмысление зависимости развития научного знания от доминирующей картины мира, иерархии наук и господствующих методологических систем;
  • изучение различных методологических систем и методов научного познания и особенностей познания правовых явлений, влияния методов познания права на результаты исследования;
  • формирование у студента систематизированных представлений о многообразии правовых явлений и подходов к пониманию права;
  • изучение современных методологических подходов к исследованию права.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Связь развития научного знания и развития представлений о методе. Допарадигмальный период развития науки
  • Тема 2. Динамика развития знаний о праве. Парадигмальный период развития науки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект (проектная работа)
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом, в том числе навыков участия в научных дискуссиях. Целью проекта является проверка овладения студентом пройденным материалом и качества самостоятельной работы. Проект предполагает проведение анализа одного из подходов к объяснению права, выявление и исследование методологии, на основе которой он был построен. Тематика выполняемого проекта (выбранные для сравнения институты) утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета по результатам сравнения и презентации этого отчета. Проект должен содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. При необходимости преподаватель назначает дополнительное время для презентаций, на которые не хватило времени семинарских занятий. Количество слайдов в презентации – не более 15. На выступление с презентацией отводится не более 15 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе. Окончательная оценка за проект образуется путем суммирования оценок за письменный отчет по проекту и его устную презентацию и выставляется по 10-бальной шкале. При выставлении окончательной оценки преподаватель вправе добавить не более двух баллов за качественное и активное участие в обсуждении презентаций других студентов. В любом случае окончательная оценка за проект не может превышать 10 баллов. Темы для проекта студенты выбирают самостоятельно по согласованию с преподавателем и с учетом планируемой темы их магистерских выпускных работ. При этом тема проекта и планируемая тема выпускной работы не должны совпадать, студент по своему выбору может взять иную тему. Между собой студенты распределяют темы так, чтобы избежать дублирования. Выбор темы студенты начинают со дня проведения первого занятия (лекционного или семинарского). Очередность выступлений определяется студентами самостоятельно. Письменные отчеты направляются студентами в течение 7 дней после презентации на электронную почту преподавателя как вложенный файл в формате Word. Рекомендации по подготовке проекта см. в примерах заданий.
  • неблокирующий Экзамен
    В рамках экзамена студент должен письменно ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается. Если за каждое задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Окончательная оценка выставляется по следующей формуле: О дисциплина = 0.4 * О проект + 0.3 * О экзамен, где О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов); О проект – баллы, полученные за проект (максимум – 10 баллов); О экзамен – баллы, полученные за экзамен (максимум - 20 баллов) 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.

Авторы

  • Антонов Михаил Валерьевич
  • Волкова Юлия Михайловна
  • Самохина Екатерина Геннадьевна