We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Systems Thinking

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Business Informatics and Operations Management
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью курса является расширение общегуманитарного кругозора, обеспечивающего развитие способностей к анализу разнородных явлений. Так как базовым умением профессионала любой сферы является способность к формированию непротиворечивых описаний объектов и явлений, с которыми он работает, навык создания и использования подобных описаний и развитых на их основе концептуальных представлений является критическим, особо востребованным. В условиях роста потоков информации и сосуществования противоречивых данных специалисту необходимо не только уметь работать с неконгруэнтными сведениями, но и находить пустоты, не заполненные данными, области, отсутствие информации в которых не позволяет сформировать целостную картину того или иного явления. Именно обнаружение таких пустот и понимание принципов их заполнения позволяет специалисту становиться экспертом в своей профессиональной области. Это важно и в сфере гуманитарного знания, и в точных и в естественных науках, и в управленческой практике, и в обычной жизни. Прежде, чем осваивать приемы риторики и техники аргументации, специалист должен быть вооружен системой четких, целостных и внутренне непротиворечивых представлений о тех явлениях, интерпретацию которых он намерен отстаивать.В рамках дисциплины предполагается освоение когнитивных методов работы с объектами любой природы, практикум технологий системного мышления в применении к решению теоретических, прикладных и практических задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков формирования системных представлений о явлениях естественной, социальной и искусственной природы
  • Развитие умений анализировать и прогнозировать развитие явлений любой природы
  • Развитие навыков использования техник и приемов построения системных описаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание и умение адекватно использовать соответствующую терминологию
  • Знание ключевых концепций и теорий формирования знания, моделей формулирования знания
  • Понимание актуальных и перспективных задач сбора, анализа, и переформулирования информации, получаемой из разных источников
  • Понимание основных трендов развития знания как систематизированных концептуальных представлений
  • Умение анализировать явления любой природы с целью формирования системной картины явления, доступной к использованию в профессиональной коммуникации
  • Умение прогнозировать развитие анализируемых явлений и формировать альтернативные сценарии такого развития
  • Умение формулировать гипотезы о свойствах и характеристиках недостающей информации, умение ставить задачи по ее выявлению
  • Умение ясно доносить свою позицию, аргументированно отставить собственную точку зрения и противостоять воздействию несистематизированной аргументации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Мышление: виды и возможности
  • Мышление: выход из тупика
  • Системное мышление как представление о системах
  • Типы мышления
  • Системные описания явлений
  • Системные описания как инструмент коммуникации
  • Принципы построения системных описаний
  • Инструменты построения системных описаний
  • Системные описания на службе практики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Все баллы, полученные студентом за семинарские занятия, суммируются для занесения в итоговую формулу расчета оценки по дисциплине
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание является самостоятельной письменной работой по разбору кейса, предложенного преподавателем
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.35 * Домашнее задание + 0.4 * Итоговая письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tomasello, M. (2014). A Natural History of Human Thinking. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=660118
  • Взгляд льва. Как развить системное мышление - 978-5-4461-1001-8 - Киселев М.В. - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/359224 - 359224 - iBOOKS
  • Ксенчук, Е. В. Системное мышление. Границы ментальных моделей и системное видение мира / Е. В. Ксенчук. — Москва : Дело РАНХиГС, 2011. — 368 с. — ISBN 978-5-7749-0659-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107443 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Оманд, Д. Прицельное мышление: Принятие решений по методикам британских спецслужб : практическое руководство / Д. Оманд ; пер. с англ. В. Баронина. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 376 с. - ISBN 978-5-9614-4172-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1905836
  • Пурдехнад, Д. (2012). Что Такое «Системное Мышление»? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6983D8FB
  • Системное мышление и теория ограничений. Учебное пособие. - 978-5-4461-2972-0 - Сидорова Елена, Костюхин Юрий, Тимохова Галина - 2022 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/379961 - 379961 - iBOOKS
  • Спивак, В. А. Системный подход и системное мышление как универсальная компетенция специалиста и руководителя : монография / В. А. Спивак. - Чебоксары : Среда, 2022. - 136 с. - ISBN 978-5-907561-59-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1930660
  • Спиридонов, В. Ф.  Психология мышления. Решение задач и проблем : учебное пособие для вузов / В. Ф. Спиридонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08295-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536100 (дата обращения: 27.08.2024).
  • ШЕВЫРЁВ А.В. (2008). Аналитическая записка «Системно-креативное мышление и управление в деятельности малого и среднего бизнеса».

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 22176 - Д.Шервуд; И. Интеллект - Системное мышление для руководителей: Практика решения бизнес-проблем - 9785961458107 - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/22176
  • Kallet, M. (2014). Think Smarter : Critical Thinking to Improve Problem-Solving and Decision-Making Skills. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733798
  • Джулия Галеф - Мышление без слепых зон - 978-5-00214-052-7 - МИФ - 2023 - https://hse.miflib.ru/#/book/30932 - 30932
  • Скотт Пейдж - Модельное мышление - 9785001468677 - МИФ - 2020 - https://hse.miflib.ru/#/book/24837 - 24837
  • Эстанислао Бахрах - Эффективное мышление - 9785001958130 - МИФ - 2022 - https://hse.miflib.ru/#/book/29791 - 29791
  • Яковлев, В. Ю. Системный подход и критическое мышление : учебно-методическое пособие / В. Ю. Яковлев. — Кострома : КГУ, 2020. — 31 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176329 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Кудрявцева Елена Игоревна