We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov

Research Seminar "Actual Problems of Protection of Civil Rights: Procedural Aspects"

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits

Автор программы

Fedorov, Vitaly

Fedorov, Vitaly
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к разделу «Практики и научно-исследовательская работа» подготовки студентов по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» магистерской программы «Гражданское и коммерческое право». Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Гражданское право» (общая часть), «Административное право», «Трудовое право», «Арбитражное процессуальное право». В результате изучения дисциплины студенты должны знать правовые способы защиты гражданских прав в случае их нарушения или возникновении угрозы нарушения; основные положения действующего российского законодательства о защите гражданских прав; основные тенденции правоприменительной практики в сфере гражданского права; основные доктринальные подходы по дискуссионным вопросам. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблемным вопросам; применять на практике полученные знания посредством формирования аргументированных правовых позиций по спорным вопросам; давать объективную оценку деятельности судебных и иных правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; участия в дискуссии по проблемным вопросам права интеллектуальной собственности; консультирования заинтересованных лиц по вопросам гражданского права и представления их интересов при необходимости. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов целостного представления о применении общих положений гражданского права об осуществлении и защите гражданских субъективных прав, о процессуальных особенностях защиты гражданских прав
  • выработка умения оценивать эффективность норм, применять эти нормы при разрешении споров, при составлении и анализе локальных актов организаций, договоров и других юридических документов
  • выработка навыков толкования норм на основе анализа законодательства, судебной практики и доктринальных положений в данной области отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами дел об оспаривании сделок. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных со взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику виндикационного иска, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения виндикационного иска как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику иска о признании права отсутствующим, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения иска о признании права отсутствующими как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику иска о признании права собственности, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения иска о признании права собственности как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику исков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику негаторного иска, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения негаторного иска как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает практику применения судами положений законодательства об исковой давности. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает проблемные вопросы понятия способа защиты гражданских прав. Ориентируется в способах защиты гражданских прав, способен раскрыть основные положения институтов процессуального права и применить их в конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает процессуальные особенности принятия судами мер для примирения сторон. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает современные проблемы применения судами общих положений законодательства об ответственности за нарушение обязательств. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает современные проблемы рассмотрения судебных споров, вытекающих из договоров. Разбирается в особенностях рассмотрения споров о последствиях расторжения договоров. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает современные проблемы рассмотрения судебных споров, связанных с защитой прав, возникающих из обязательственных правоотношений. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Способы защиты гражданских прав
  • Рассмотрение судебных споров, связанных с защитой вещных прав: Виндикационный иск
  • Негаторный иск
  • Иск о признании права собственности
  • Иск о признании права (обременения) отсутствующим
  • Рассмотрение судебных споров, связанных с защитой прав, возникающих из обязательственных правоотношений. Применение судами общих положений об обязательствах и их исполнении
  • Разрешение судами споров, вытекающих из договоров. Рассмотрение вопросов о последствиях расторжения договоров
  • Применение судами общих положений законодательства об ответственности за нарушение обязательств
  • Особенности рассмотрения судами споров, связанных со взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами
  • Иски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств
  • Рассмотрение судами дел об оспаривании сделок
  • Практика применения судами положений законодательства об исковой давности
  • Рассмотрение судами споров, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий
  • Процессуальные особенности принятия судами мер для примирения сторон
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий реферат
    Реферат представляет собой самостоятельную работу студента по анализу правовой проблемы, изучаемой в рамках научно-исследовательского семинара. Студент должен выполнить его в письменной форме на листах формата А4 в соответствии со следующим планом: 1) сформулирована проблема применения норм об общих положениях гражданского и процессуального права, изучаемых в рамках научно-исследовательского семинара; 2) изложены доктринальные позиции по применению соответствующих норм; 3) проведен анализ аргументов в пользу той иной позиции; 4) показано, как соответствующие споры разрешаются в судебной практике; 5) изложена позиция высшей судебной инстанции (если таковая имеется); 6) сформулирована собственная позиция; 7) предложены изменения в действующее законодательство (если это необходимо) Цель написания реферата состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению предложенной правовой проблемы. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание содержания источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логическому непротиворечивому анализу. Объем реферата должен составлять от до 7 до 10 страниц (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал полуторный).
  • неблокирующий экзамен
    Экзаменационное задание размещается в системе LMS. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, стабильное Интернет-соединение. Для участия в экзамене студент должен за 15 минут до его начала подключиться к ZOOM-конференции и присутствовать на ней на протяжении всего экзамена. При подключении к конференции студент должен включить свою камеру и не отключать ее на протяжении всего экзамена. По просьбе экзаменатора студент должен повернуть камеру и продемонстрировать то, что находится перед компьютером, а также в помещении, в котором находится студент. При подключении к конференции студент должен использовать свое имя и фамилию (язык написания имени может быть как русский, так и английский). Во время экзамена студентам запрещено любое общение (обсуждать задания с третьими лицами, а также друг с другом, использовать социальные сети и любые другие мессенджеры запрещено), кроме как с экзаменатором и/или работником факультета. Во время экзамена студентам разрешено использовать Microsoft Word, встроенный в ПК калькулятор, LMS, ZOOM, СПС Консультант Плюс и/или Гарант и другое программное обеспечение или сайты, использование которых санкционировано экзаменатором. В случае нарушения связи во время экзамена (потеря изображения с камеры студента, отключение студента от ZOOM-конференции и т.п.) студент должен незамедлительно сообщить об этом экзаменатору и работнику факультета, при возможности зафиксировать сбой используя функцию printscreen и продолжить выполнение экзаменационного задания. Пересдача проводится в соответствии с программой дисциплины и локальными актами НИУ ВШЭ. Целью проведения экзамена является проверка знаний, полученных студентами при изучении тем научно-исследовательского семинара на аудиторных занятиях и во время самостоятельной работы. Проведение экзамена включает в себя письменное выполнение каждым студентом двух заданий: ответ на один теоретический вопрос и решение студентом одной задачи по тематике дисциплины. Конкретная тематика вопросов определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Решение вопросов в обязательном порядке предполагает использование студентом глубоких теоретических знаний по предмету. Время, предоставляемое для выполнения заданий, составляет 60 минут. При подготовке ответов на задания не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0,2 х Оэссе + 0,7 х Оэкзамен + Осеминары (максимум – 1 балл)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Боннер А.Т. - Избранные труды: в 7 т. Т. V. Проблемы теории судебных доказательств - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-24606-9 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/35730
  • Исаенкова О. В., Николайченко О. В., Соловьева Т. В., Ткачева Н. Н. ; Под ред. Исаенковой О.В. - ИСК И ИСКОВАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 183с. - ISBN: 978-5-534-11606-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/isk-i-iskovaya-forma-zaschity-v-grazhdanskom-processe-445745
  • Под общ. ред. Воронцовой И.В., Долотиной Р.Р. - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 202с. - ISBN: 978-5-534-08895-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/processualnye-osobennosti-rassmotreniya-otdelnyh-kategoriy-grazhdanskih-del-426676
  • Решетникова И.В. - ДОКАЗЫВАНИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 7-е изд., пер. и доп. Учебно-практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 388с. - ISBN: 978-5-534-11601-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dokazyvanie-v-grazhdanskom-processe-445701
  • Терехова Л.А. - Новые и вновь открывшиеся обстоятельства в гражданском и административном судопроизводстве. Монография - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-24729-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/36441

Авторы

  • Федоров Виталий Алексеевич