We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov

Law of Сontracts

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Mago-Lego
When:
1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса «Договорное право» является анализ наиболее значимых понятий и конструкций договорного права в условиях реформирования законодательства, изменения потребностей участников гражданского оборота и формирования правоприменительной практики. Задачами дисциплины «Договорное право» являются: - формирование умения применять теоретические знания, действующее законодательство и практику применения для разрешения практических ситуаций, складывающихся в области договорных отношений; - развитие исследовательских и аналитических компетенций магистрантов (поиск и анализ информации, оформление результатов аналитической работы и т.п.) применительно к сопровождению заключения сделок и сопровождению договорных споров; -привитие коммуникативных и организационных навыков, соответствующих профессиональным компетенциями студента магистратуры, для целей заключения сделок и сопровождения договорных споров. В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - содержание дискуссий об основных понятиях, принципах и институтах договорного права; - актуальные проблемы теории и практики договорного права, возможные пути их разрешения; - тенденции и закономерности развития договорного регулирования и правоприменения; - особенности судебного толкования действующего законодательства в договорной сфере на современном этапе; 2. уметь: - вести научную полемику по основным вопросам теории и практики договорного права; - самостоятельно анализировать существо правовых норм, использовать все источники договорного права и надлежащие виды и методы толкования для целей адекватной квалификации спорных договорных отношений; - на занятиях для целей эффективного разрешения казусов выделять из числа представленной информации обстоятельства, имеющие юридическое значение для надлежащей правовой оценки фактической ситуации, исчерпывающим образом выявлять круг правовых проблем, затронутых в конкретной задаче, давать соответствующую существу отношений оценку правам и обязанностям субъектов спорных правоотношений, делать правильные выводы об объеме их требований и возражений, формировать необходимые и достаточные для разрешения спора ответы на поставленные вопросы, вести полемику. Подобная практика позволит научиться грамотно и логически связно излагать свое видение конкретного дела с использованием юридической лексики и необходимых аргументов со ссылками на нормы права, примеры из судебной практики и толкование существа норм; 3) иметь навыки: - работы с доктринальными, нормативными и правоприменительными источниками; - всестороннего анализа поставленных вопросов. Эффективное освоение курса предполагает хорошее уверенное знание материала по теории государства и права, гражданскому праву, гражданскому процессу, а также специфики действующего правового регулирования и судебной практики. Основные положения тем, изученных в рамках дисциплины, могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки. Курс ведется на русском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубленный анализ принципов и некоторых значимых институтов договорного права.
  • Изучение доктрины договорного права в прикладном аспекте
  • Оценка эффективности современного регулирования договорных конструкций и перспектив его развития
  • Исследование современных проблем применения и толкования норм договорного права
  • Исследование современного опыта юридической техники составления договоров
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает цели и задачи преддоговорной стадии отношений. Знает и понимает требования, предъявляемые к порядку и целям ведения переговоров. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, предполагающей проведение переговоров и оценку риска
  • Знает и понимает цели и задачи принципов договорного права. Знает и понимает различия между принципами и их задачи. Способен применить полученные знания, умения и навыки для целей применения принципов договорного права в качестве практического инструментария.
  • Знает и понимает цели и задачи договорного права, цели и результаты реформы договорного права, современные вызовы. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении характеристики текущего состояния договорных отношений.
  • Знает и понимает цели и задачи толкования договоров, основные методы толкования и связанные с ними проблемы. Способен применить полученные знания, умения и навыки для целей толкования договора и установления истинной воли сторон.
  • Знает и понимает проблемы, обусловленные необходимостью и значимостью оценочных понятий в области толкования и правоприменения в договорном праве. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие договорного права
  • Тема 2. Принципы договорного права как практический инструментарий.
  • Тема 3. Преддоговорная стадия отношений. Переговоры.
  • Тема 4. Заключение договоров: практические нюансы. Проблема справедливости условий.
  • Тема 5. Толкование договоров.
  • Тема 6. Оценочные понятия в договорном праве.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа состоит из двух заданий (теоретических вопросов), позволяющих определить знание и понимание значимых понятий и конструкций договорного права, доктринальных подходов и судебной практики в соответствующей сфере. Время на написание контрольной работы составляет 40 минут. В процессе написания контрольной работы не разрешается пользоваться учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами лекций, техническими устройствами. Проверка работ и объявление студентам оценок осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ. Показ работ производится в часы консультаций преподавателя.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на занятиях предполагает участие студента в дискуссиях по темам дисциплины, ответы на вопросы; постановку вопросов группе, презентующей проект, выражение идей, относящихся к теме занятия. Максимальное количество баллов – 1 балл.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация выполняется во втором модуле и предполагает устную защиту подгруппой студентов подготовленного ею ранее проекта в виде выступления по представлению и выражению отраженной в нем позиции. Продолжительность выступления 10-15 минут. После выступления другие студенты и преподаватель задают выступающей группе вопросы. Выступающая группа должна ответить на вопросы. Оценка за презентацию складывается из оценки за групповое выступление (сумма баллов по критериям 1-3) и оценки индивидуального вклада в защиту проекта (4 критерий). Таким образом, по критериям 1-3 оценка выставляется группе в целом (т.е. если выступление оценено в 8 баллов, то каждый член группы получает оценку за презентацию, равную 8 баллам), по критерию 4 каждый участник группы получает индивидуальную оценку, которая суммируется с оценкой, полученной за групповое выступление (например, 8 баллов по 1-3 критериям и 1 балл за индивидуальный вклад – итоговая оценка студента за презентацию равна 9 баллам). Максимальное количество баллов – 10.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме во 2 модуле. Экзамен включает одно задание в виде задачи, казуса, ситуации, совокупности вопросов, предполагающей развернутый ответ на теоретическую и/или практическую проблему (максимальное количество баллов – 10). Ответ на задачу должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний конституционного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения, ссылки на источники. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. Продолжительность экзамена – 60 минут. Во время экзамена студентам разрешается пользоваться нормативно-правовыми актами и актами судебных инстанций, в том числе в электронной форме. Другими источниками пользоваться не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Орез = Оконтрольная * 0,1+ Опрез * 0,2 + Оэкз * 0,6 + Работа на семинарах (общая оценка за работу на семинарских занятиях, максимум – 1 балл). Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Оконтрольная – контрольная работа (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 1 балл); Опрез – оценка за презентацию (максимальная оценка – 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов). 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Невыполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные и контрольные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Свобода договора и ее пределы. Т.1: Теоретические, исторические и политико-правовые основания принципа свободы договора и его огранич..., Карапетов, А. Г., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лукьяненко, М. Ф. Оценочные понятия гражданского права: разумность, добросовестность, существенность : учебное пособие / М. Ф. Лукьяненко. — Москва : СТАТУТ, 2010. — 423 с. — ISBN 978-5-8354-0664-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61790 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Шиловская Полина Александровна