We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov

Research Seminar "Procedural Problems of Protecting Civil Rights"

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к разделу «Практики и научно-исследовательская работа» подготовки студентов по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» магистерской программы «Гражданское и коммерческое право». Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплине «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Гражданское право» (общая часть), «Административное право», «Трудовое право», «Арбитражное процессуальное право».Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - правовые способы защиты гражданских прав в случае их нарушения или возникновении угрозы нарушения.- основные положения действующего российского законодательства о защите гражданских прав,- основные тенденции правоприменительной практики в сфере гражданского права; - основные доктринальные подходы по дискуссионным вопросам.2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблемным вопросам, - применять на практике полученные знания посредством формирования аргументированных правовых позиций по спорным вопросам; - давать объективную оценку деятельности судебных и иных правоприменительных органов.3) иметь навыки:- самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой;- участия в дискуссии по проблемным вопросам права интеллектуальной собственности;- консультирования заинтересованных лиц по вопросам гражданского права и представления их интересов при необходимости.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов целостного представления о применении общих положений гражданского права об осуществлении и защите гражданских субъективных прав, о процессуальных особенностях защиты гражданских прав
  • выработка умения оценивать эффективность норм, применять эти нормы при разрешении споров, при составлении и анализе локальных актов организаций, договоров и других юридических документов
  • выработка навыков толкования норм на основе анализа законодательства, судебной практики и доктринальных положений в данной области отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами дел об оспаривании сделок. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных со взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику виндикационного иска, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения виндикационного иска как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику иска о признании права отсутствующим, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения иска о признании права отсутствующими как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику иска о признании права собственности, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения иска о признании права собственности как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику исков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает правовую характеристику негаторного иска, тенденции развития законодательства и правоприменительной практики. Ориентируется в современных проблемах законодательного регулирования отношений по поводу применения негаторного иска как способа защиты нарушенного права. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает практику применения судами положений законодательства об исковой давности. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает проблемные вопросы понятия способа защиты гражданских прав. Ориентируется в способах защиты гражданских прав, способен раскрыть основные положения институтов процессуального права и применить их в конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает процессуальные особенности принятия судами мер для примирения сторон. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает современные проблемы применения судами общих положений законодательства об ответственности за нарушение обязательств. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает современные проблемы рассмотрения судебных споров, вытекающих из договоров. Разбирается в особенностях рассмотрения споров о последствиях расторжения договоров. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает современные проблемы рассмотрения судебных споров, связанных с защитой прав, возникающих из обязательственных правоотношений. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных с оспариванием подозрительных сделок должника. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает практику применения судами положений законодательства об исковой давности. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности рассмотрения судами споров, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает процессуальные особенности принятия судами мер для примирения сторон. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности применения судами общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Способы защиты гражданских прав
  • Тема 2. Рассмотрение судебных споров, связанных с защитой вещных прав: Виндикационный иск
  • Тема 3. Негаторный иск
  • Тема 4. Иск о признании права собственности
  • Тема 5. Иск о признании права (обременения) отсутствующим
  • Тема 6. Рассмотрение судебных споров, связанных с защитой прав, возникающих из обязательственных правоотношений. Применение судами общих положений об обязательствах и их исполнении
  • Тема 7. Разрешение судами споров, вытекающих из договоров. Рассмотрение вопросов о последствиях расторжения договоров
  • Тема 8. Применение судами общих положений законодательства об ответственности за нарушение обязательств
  • Тема 9. Особенности рассмотрения судами споров, связанных со взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами
  • Тема 10. Иски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств
  • Тема 11. Рассмотрение судами дел об оспаривании сделок
  • Тема 12. Рассмотрение судами дел об оспаривании подозрительных сделок должника
  • Тема 13. Практика применения судами положений законодательства об исковой давности
  • Тема 14. Рассмотрение судами споров, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий
  • Тема 15. Процессуальные особенности принятия судами мер для примирения сторон
  • Тема 16. Процессуальные особенности применения судами общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой самостоятельную работу студента по анализу правовой проблемы, изучаемой в рамках научно-исследовательского семинара. Студент должен выполнить его в письменной форме на листах формата А4 в соответствии со следующим планом: 1) сформулирована проблема применения норм об общих положениях гражданского и процессуального права, изучаемых в рамках научно-исследовательского семинара; 2) изложены доктринальные позиции по применению соответствующих норм; 3) проведен анализ аргументов в пользу той иной позиции; 4) показано, как соответствующие споры разрешаются в судебной практике; 5) изложена позиция высшей судебной инстанции (если таковая имеется); 6) сформулирована собственная позиция; 7) предложены изменения в действующее законодательство (если это необходимо) Цель написания реферата состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению предложенной правовой проблемы. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание содержания источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логическому непротиворечивому анализу. Объем реферата должен составлять от до 7 до 10 страниц (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал полуторный).
  • неблокирующий Экзамен
    Целью проведения экзамена является проверка знаний, полученных студентами при изучении тем научно-исследовательского семинара на аудиторных занятиях и во время самостоятельной работы. Проведение экзамена включает в себя письменное выполнение каждым студентом двух заданий: ответ на один теоретический вопрос и решение студентом одной задачи по тематике дисциплины. Конкретная тематика вопросов определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Решение вопросов в обязательном порядке предполагает использование студентом глубоких теоретических знаний по предмету. Время, предоставляемое для выполнения заданий, составляет 60 минут. При подготовке ответов на задания не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами. Дополнительным основанием для снижения баллов (1 балл за каждое нарушение) за каждое задание или задачу является: 1. наличие юридической ошибки; 2. наличие в ответе лишней информации, т.е. не имеющей никакого отношения к решению задания или задачи; 3. низкокачественное оформление текста (трудночитаемый почерк при рукописном выполнении задания); 4. использование аббревиатур и (или) сокращений, затрудняющих восприятие текста или имеющих несколько значений; нарушение функционального стиля речи: использование 5. просторечий, «жаргонизмов» и т.п.; 6. грамматические, орфографические или пунктуационные ошибки – за исключением случаев, когда это обусловлено заболеванием (травмой), либо тем, что русский язык не является родным языком студента; Если за каждое экзаменационное задание выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл. Проверка работ и объявление студентам оценок осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    Одисциплина = k1 х Ореф + k2 х Оэкзамен + Осеминары где: Одисциплина– результирующая оценка (максимум – 10 баллов), k1 = 0,2, k2 = 0,7, Ореф – баллы, полученные за реферат (максимум - 10 баллов), Оэкзамен - баллы, полученные на экзамене (максимум - 10 баллов), Осеминары – баллы, полученные за работу на семинарских занятиях во втором, третьем и четвертом модулях – участие в обсуждении теоретических и практических вопросов, конкретных судебных дел, решении задач и т.д. (максимум – 1 балл). В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боннер А.Т. - Избранные труды: в 7 т. Т. V. Проблемы теории судебных доказательств - 978-5-392-24606-9 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/35730 - 35730 - PROSPECT
  • Задачи по гражданскому процессуальному праву, Ильин, А.В., 2022
  • Лебедев, М. Ю.  Гражданский процесс : учебник для вузов / М. Ю. Лебедев. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 431 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14368-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488305 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Решетникова, И. В.  Доказывание в гражданском процессе : учебно-практическое пособие для вузов / И. В. Решетникова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 388 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11601-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445701 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Иск и исковая форма защиты в гражданском процессе : монография / О. В. Исаенкова, О. В. Николайченко, Т. В. Соловьева, Н. Н. Ткачева ; под редакцией О. В. Исаенковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-11606-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445745 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / И. В. Воронцова [и др.] ; под общей редакцией И. В. Воронцовой, Р. Р. Долотиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-08895-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426676 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Терехова Л.А. - Новые и вновь открывшиеся обстоятельства в гражданском и административном судопроизводстве. Монография - 978-5-392-24729-5 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/36441 - 36441 - PROSPECT

Авторы

  • Балацюк Елизавета Сергеевна
  • Федоров Виталий Алексеевич
  • Волкова Юлия Михайловна
  • Фетискина Ксения Дмитриевна