We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov

Project Seminar

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Приступая к изучению дисциплины «Проектный семинар: доказательственное право» (далее – «Проектный семинар»), студенты должны иметь знания по дисциплинам «Гражданское процессуальное право», «Административное судопроизводство», «Современные проблемы отраслевых правовых наук». Целями освоения дисциплины «Проектный семинар» являются формирование у студентов целостного представления о доказательственной деятельности суда и иных участников процесса по рассмотрению и разрешению гражданских дел в судах общей юрисдикции, арбитражных судах.В результате освоения тем, изучаемых в рамках Проектного семинара, студенты должны знать: -основные методы сбора, оценки и анализа фактической и правовой информации; -основные доктринальные подходы по дискуссионным вопросам доказательственного права; -основные тенденции правоприменительной практики в сфере доказательственного права; В результате освоения тем, изучаемых в рамках Проектного семинара, студенты должны уметь:-логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам доказательственного права; -применять на практике полученные знания; -давать объективную оценку анализируемых обстоятельств с позиции института доказывания; -выявлять круг правовых проблем, затронутых в конкретном споре, давать адекватную оценку содержанию спорных правоотношениий, делать правильные выводы об объеме требованиий и возражениий, формировать необходимые и достаточные для разрешения спора ответы на поставленные вопросы, вести полемику.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоить основные положения законодательства об институте доказывания;
  • приобрести навыки квалифицированной разработки процессуальных документов в рамках института доказывания;
  • выработать способность по разработке и аргументации различных правовых позиций при обращении в юрисдикционные органы и рассмотрении ими судебных споров с опорой на институт доказывания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Качественная подготовка процессуальных документов, аналитических материалов на основе полученных практических знаний, знании источников права и специальной литературы, способности формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по конкретному спору.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Доказывание как процессуальная деятельность
  • Тема 2. Предмет доказывания
  • Тема 3. Юридические факты в цивилистическом процессе
  • Тема 4. Заявление о фальсификации (подложности) доказательства
  • Тема 5. Основания освобождения от доказывания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценка за работу на семинарах относится к формам текущего контроля успеваемости студентов и выставляется преподавателем после проведения последнего семинара.
  • неблокирующий Письменное домашнее задание 1
    Письменное домашнее задание 1 относится к формам текущего контроля успеваемости студентов. Письменное домашнее задание 1 выполняется студентами вне аудитории в отсутствие преподавателя и представляет собой подготовку процессуального документа. Перед выполнением Письменного домашнего задания 1 студенты подразделяются преподавателем на мини-группы из двух человек. Результат Письменного домашнего задания 1 направляется студентом преподавателю в установленный им срок, а также другому студенту из мини-группы для подготовки им Письменного домашнего задания 2. В случае нечетного количества студентов в учебной группе процессуальный документ для выполнения Письменного домашнего задания 2 направляется студенту преподавателем из числа Письменных домашних заданий 1 всех студентов настоящей учебной группы либо из числа Письменных домашних заданий 1 студентов других учебных групп на образовательной программе. Целью выполнения студентом Письменного домашнего задания 1 является контроль академической успеваемости по курсу, в частности проверка усвоенных студентом практических навыков, развитых аналитических способностей. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. Процессуальный документ (письменное домашнее задание 1) признается неаргументированным при наличии аргументов, не связанных или имеющих отдаленное отношение к доказываемому тезису. Если студентом при составлении письменного домашнего задания 1 изменяются условия задания (“если предположить, что … , то тогда … ”), то такое письменное домашнее задание 1 признается неаргументированным.
  • неблокирующий Письменное домашнее задание 2
    Письменное домашнее задание 2 относится к формам текущего контроля успеваемости студентов. Письменное домашнее задание 2 выполняется студентами вне аудитории в отсутствие преподавателя и представляет собой подготовку письменной рецензии на процессуальный документ (Письменное домашнее задание 1) другого студента мини-группы либо на процессуальный документ из числа Письменных домашних заданий 1 студентов других учебных групп образовательной программы. Целью выполнения студентом Письменного домашнего задания 2 является контроль академической успеваемости по курсу, в частности проверка усвоенных студентом практических навыков, развитых аналитических способностей. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. Рецензия на процессуальный документ (Письменное домашнее задание 2) признается неаргументированным при наличии аргументов, не связанных или имеющих отдаленное отношение к доказываемому тезису. Если студентом при составлении письменного домашнего задания 2 изменяются условия задания (“если предположить, что … , то тогда … ”), то такое письменное домашнее задание 2 признается неаргументированным.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Орез = Ор/с + 0,5*Од/з1 + 0,4*Од/з2, где Орез – результирующая оценка за дисциплину; Ор/с – общая оценка за работу на семинарских занятиях (самостоятельную и работу в команде), максимум – 1 балл); Од/з1 – оценка за письменное домашнее задание №1 (максимум – 10 баллов); Од/з2 – оценка за письменное домашнее задание №2 (максимум – 10 баллов); Оценка за работу на семинарах относится к формам текущего контроля успеваемости студентов и выставляется преподавателем после проведения последнего семинара. Преподаватель, ведущий в группе семинары, оценивает работу студента на семинарских занятиях в 0 баллов или в 1 балл. 1 балл выставляется за активную и успешную работу студента не менее чем на 75% семинарских занятий, в том числе и за работу в команде. Письменные домашние задания 1 и 2 относятся к формам текущего контроля успеваемости студентов. Письменные домашние задания выполняется студентами вне аудитории в отсутствие преподавателя и представляет собой подготовку процессуального документа. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лебедев, М. Ю.  Гражданский процесс : учебник для академического бакалавриата / М. Ю. Лебедев. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 354 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05215-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431731 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Боннер А.Т. - Избранные труды: в 7 т. Т. V. Проблемы теории судебных доказательств - 978-5-392-24606-9 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/35730 - 35730 - PROSPECT
  • Филиппов, П. М., Арбитражный процесс : учебник / П. М. Филиппов, С. Ю. Семёнова. — Москва : Юстиция, 2018. — 205 с. — ISBN 978-5-4365-1928-9. — URL: https://book.ru/book/927576 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Волкова Юлия Михайловна