• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Research Seminar "Comparative Private Law"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 2, 3 module

Instructor

Тузов Даниил Олегович

Тузов Даниил Олегович

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса «Сравнительное частное право» изучается феномен частного права в его общемировом аспекте: рассматривается становление и распространение правовых семей, рецепция и циркуляция в мире правовых моделей, возникших первоначально в отдельных национальных правовых системах. Изучение дисциплины позволит студен-ту повысить свой профессиональный уровень в области частного права; получить представление об основных институтах зарубежного частного права; изучить углуб-ленно отдельные аспекты зарубежного частного права; овладеть общими навыками сравнительно-правового анализа; и, как следствие, глубже понять российское частное право.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • повысить профессиональный уровень в области частного права
  • получить представление об основных институтах зарубежного частного права
  • изучить углубленно отдельные аспекты зарубежного частного права
  • овладеть общими навыками сравнительно-правового анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историческое происхождение англосаксонской правовой семьи и факторы ее развития. Может кратко описать историю английского права и ее периоды: период становления common law; период сосуществования common law и equity; судебные реформы (Judicature Acts) 1873-75 гг.
  • Знает понятие и различия между ratio decidendi и obiter dicta. Знает виды прецедентов. Различает обязательную силу прецедента (в вертикальном и горизонтальном смыслах). Знает способы отхода от прецедента и пределы действия принципа stare decisis в системах common law Великобритании и США. Имеет представление о распространении моделей common law по миру.
  • Имеет представление о современной судебной системе Англии и Уэльса. Знает общие характеристики, концепции и отличительные особенности common law. Понимает, что такое судебный прецедент в англосаксонском праве и принцип прецедентного права stare decisis.
  • Умеет объяснить историческое происхождение романо-германской (континентальной) правовой семьи, явление рецепции римского права, ее значение. Понимает отличительные особенности континентального частного права, знает о его подразделениях и общих концепциях. Имеет представление о структуре частного права и гражданских кодексов.
  • Имеет представление о предмете и методе Сравнительного частного права как науки и учебной дисциплины, о юридическом сравнении как методе и как науке. Знает соотношение наук сравнительного права и сравнительного частного права. Понимает, каковы цели сравнительного частного права и области применения его результатов. Имеет общие сведения об истории сравнительного права.
  • Знает о понятиях дуализма и монизма частного права, о причинах и истории выделения торгового права. Различает страны с дуалистической и монистической системами частного права. Знает, как происходит правовое оформление дуализма частного права в современных правовых системах. Понимает современные мировые тенденции в вопросе о существовании торгового права как самостоятельной отрасли и в коммерциализации частного права. Имеет представление о процессах унификации частного права.
  • Знает, что такое переменные и постоянные элементы в праве и как классифицируются правовые системы и правовые семьи. Может рассказать об общей характеристике и отличиях, романо-германской и англо-саксонской правовых семей, их распространении по миру за пределами Европы.
  • Понимает различия и взаимодействие между правовыми системами внутри этих семей: их общие аспекты, факторы, может дать их примеры. Имеет представление о взаимодействии между двумя правовыми семьями, об исторически сложившихся различиях и современных тенденциях к сближению.
  • Знает о процессах гармонизации национальных правовых систем в Европе и о проектах Гражданского Кодекса Европы (Draft Common Frame of Reference). Имеет общее представление об иных правовых системах и их группах: постсоциалистических системах; системах стран мусульманского, индуистского, иудаистского права; правовых системах стран Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара).
  • Знает об отдельных романо-германских (континентальных) моделях, может дать их общую характеристику и рассказать об их распространении в Европе, а именно о французской, немецкой, австрийской, швейцарской, нидерландской моделях, а также о моделях-проводниках других моделей. Знает источники гражданского права романо-германской правовой семьи: Algemeines Bürgerliches Gesetzbuch, Bürgerliches Gesetzbuch, Code Civil, Codice Civile, Schweizerisches Zivilgesetzbuch.
  • В состоянии рассказать о распространении романо-германских моделей по миру за пределами Европы.
  • Знает концепции сделки и договора. Понимает происхождение категории сделки, и ее восприятие (законодательное и доктринальное) в различных правовых системах. Может дать классификацию правовых систем по этому критерию. Знает о сделке как элементе общей части гражданских кодексов. Знает основные моменты критики категории сделки и отношение к ней в различных правовых системах.
  • Понимает различия в подходах к пониманию договора в различных правовых системах: с точки зрения правового эффекта договора и места института в системе частного права; с точки зрения синаллагмы; с точки зрения допущения категории реальных договоров; с точки зрения двусторонности.
  • Знает историческое развитие концепции договора в направлении преодоления принципа типичности договорных форм в романо-германском и англо-саксонском праве. Может назвать юридические акты, считающиеся договорами (contrat, contract, Vertrag, etc.) в правовых системах различных стран, а также смежные категории common law, такие как deed, bailment, gift. Односторонние акты (сделки) в романо-германском праве и односторонние договоры (unilateral contracts) в англо-саксонском праве.
  • Может рассказать о договоре в романо-германской правовой семье, об условиях релевантности соглашения в качестве договора, о романской модели, доктрине каузы (causa) и ее преодолении во Франции. Знает особенности германской и швейцарской моделей. Может рассказать о договоре (contract) в англосаксонской правовой семье, об условиях релевантности соглашения в качестве contract, понятии simple contract, доктрине consideration и смягчении ее строгости, понятии deed (или act under seal).
  • Знает существующие подходы в мире к соглашению, оферте и акцепту, об оферте и условиям, которым она должна отвечать, о публичной оферте и различных подходах к ее эффекту, о проблеме отзыва оферты и классификации правовых систем по этому критерию, об отзыве оферты «in itinere» (находящейся в пути), об акцепте и условиях, которым он должен отвечать, акцепте конклюдентными действиями, молчании в качестве акцепта, несвоевременном акцепте.
  • Знает существующие подходы в мире к моменту заключения договора, его юридическое значение, классификацию правовых систем по этому критерию. Знает о проблеме консенсуальных и реальных договорах, о категории реальных договоров и отношение к ней в различных правовых системах, классификации правовых систем по этому критерию, о признаках современной тенденции кризиса категории реальных договоров.
  • По вопросу о содержании договора знает романистическую триаду элементов договора и англосаксонские категории contract terms (implied terms; contract terms и mere representations; conditions и warranties).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение
  • 2. Правовые системы и правовые семьи
  • 3. Романо-германская правовая семья
  • 4. Англосаксонская правовая семья
  • 5. Концепции договора
  • 6. Заключение и содержание договора
  • 7. Недействительность и порочность договора: общие концепции, недозволенность, дисбаланс предоставлений
  • 8. Пороки (недостаточность) во-ли и их влияние на договор (сделку)
  • 9. Нарушение договора как основание ответственности и применения иных средств защиты
  • 10. Средства защиты при нарушении договора
  • 11. Переход права собственности по договору
  • 12. Концепции собственности и ограниченных вещных прав
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная 2
    Контрольная работа проводится в письменной форме. Продолжительность выполнения – 40 минут. Максимальное количество баллов за выполнение контрольной работы – 10; оценка выводится путем суммирования баллов, полученных за каждый ответ. Округление не производится. При выполнении работы использование каких бы то ни было материалов (учебной и научной литературы, нормативно-правовых актов, конспектов лекций, технических устройств) и иных средств не допускается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационное задание состоит из одного задания (задачи), предполагающего аргументированные ответы на пять вопросов. Максимальное количество баллов за ответ на каждый из пяти вопросов – 2,0 (от 0,0 до 2,0 с различными десятичными значениями). 1,6–2,0 балла – ответ верный и аргументированный исчерпывающим образом или в большей части; 1,1–1,5 балла – ответ верный, но недостаточно аргументированный или с отдельными недостатками в аргументации; 0,6–1,0 балла – ответ верный лишь отчасти, но в этой части достаточно аргументированный, или верный полностью, но с явно недостаточной, или непоследовательной, или отчасти ошибочной аргументацией; 0,1–0,5 балла – ответ хотя отчасти верный, но с минимальной или отчасти ошибочной аргументацией, либо ответ неверный вследствие допущенной ошибки, но его аргументация свидетельствует об удовлетворительном уровне знаний студента; 0,0 балла – ответ отсутствует, или при наличии ответа отсутствует аргументация, или ответ, независимо от его аргументации, полностью неверный, свидетельствующий о явно недостаточных знаниях студента, неумении квалифицировать спорные отношения, применять имеющиеся знания о нормах римского права к конкретным обстоятельствам казуса, делать правильные выводы из собственных рассуждений, или в ответе обнаружен плагиат (в том числе совпадение, хотя бы частичное, с ответом другого студента). Отсутствие в ответе (в том числе и верном) аргументации приравнивается к отсутствию ответа. Наличие в ответе грубой юридической ошибки, свидетельствующей о непонимании студентом базовых категорий, институтов, правил, позволяет снизить оценку за вопрос на 1 балл за каждую такую ошибку независимо от правильности ответа в целом и его аргументации. Недостатки оформления ответа, такие как неоправданное многословие, не относящиеся к вопросу рассуждения, непоследовательность и нелогичность в изложении, использование просторечий, жаргонизмов, грамматические (орфографические или пунктуационные) ошибки, в том числе в иностранной терминологии, и т.п., позволяют снизить оценку на 1 балл. Полностью нечитабельный или бессвязный ответ оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Контрольная 1
    Контрольная работа проводится в письменной форме. Продолжительность выполнения – 10 минут. Максимальное количество баллов за выполнение контрольной работы – 10; оценка выводится путем суммирования баллов, полученных за каждый ответ. Округление не производится. При выполнении работы использование каких бы то ни было материалов (учебной и научной литературы, нормативно-правовых актов, конспектов лекций, технических устройств) и иных средств не допускается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    Орез = Окр1*0,1 + Окр2*0,2 + Оэкз,*0,7
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бевзенко, Р. С. Земельный участок с постройками на нем: введение в российское право недвижимости / Р. С. Бевзенко. — Москва : СТАТУТ, 2017. — 80 с. — ISBN 978-5-8354-1393-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113586 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Слыщенков, В. А. Договор купли-продажи и переход права собственности: Сравнительно-правовое исследование : учебное пособие / В. А. Слыщенков. — Москва : СТАТУТ, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-8354-0702-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61590 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Будилов, В. М. Приобретение права собственности по договору в концепции вещного права Германии: к дискуссии о развитии российского вещного права : учебное пособие / В. М. Будилов. — Москва : СТАТУТ, 2015. — 560 с. — ISBN 978-5-8354-1100-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61670 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Право собственности и способы его защиты в гражданском праве: Учебное пособие / Александрова М.А., Рудоквас А.Д., Рыбалов А.О. - СПб:СПбГУ, 2017. - 208 с.: ISBN 978-5-288-05781-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999935

Авторы

  • Балацюк Елизавета Сергеевна
  • Тузов Даниил Олегович
  • Фетискина Ксения Дмитриевна