• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Public-Legal Problems of Land Law

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Type:
Mago-Lego
When:
1 module

Instructor

Reviakin, Anton

Reviakin, Anton

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к основной части обязательных дисциплин блока дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (магистртура). Право и государственное управление. Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Административное право», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Земельное право», «Экологическое право». В результате изучения дисциплины студенты должны знать: понятие, место и роль права недвижимости в российской правовой системе; особенности и источники градостроительного права и права недвижомсти, соотношение земельного права и права недвижимости и иных отраслей (гражданского, административного, экологического и др.) права; основные этапы развития вещного права и его институтов; основные коллизии земельного права. Уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки: самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики разрешения земельных споров, оценки правовых последствий решений, принятых судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также позиции судов вышестоящих инстанций; составления документов, регулирующих земельные отношения, а также документы, сопровождающие рассмотрение земельных споров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами углубленных теоретических знаний и практических умений в области земельного права;
  • повышение качества навыков анализа источников земельного права и использования принципов и норм земельного права в практической деятельности юристов;
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции по проблемным аспектам земельного и градостроительного права, а также вообще права недвижиости, при обращении за защитой прав участников земельных отношений в связи с нарушениями земельного и смежного с ним законодательства и (или) земельными спорами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает отличия между сервитутом, публичным сервитутом, сервитутом на публичных землях и пользованием землей без предоставления земельного участка. Знает различные виды ограничений прав на земельные участки их классификацию и правовой режим.
  • Знает понятие градостроительной деятельности и ее основные элементы. Соотношение градостроительной деятельности с иными отраслями права. Может классифицировать ограничения прав на землю по различным основаниям. Знает их содержание. Ориентируется в градостроительной документации и особенностях ее разработки и утверждения.
  • Знает понятие и правовое содержание различных видов КУРТ. Может назвать отличительные признаки и сущностные различия видов КУРТ и знает этапы ее реализации.
  • Знает понятие линейного сооружения и его признаки. Осознает наличие правовых проблем оформления земельных участков и земель для размещения линейных сооружений. Может предложить варианты их разрешения.
  • На основе имеющихся знаний, готов обсуждать отдельные публично- правовые проблемы совершенствования земельного законодательства, в том числе: Конституционные гарантии прав на земельные участки и проблематика способов защиты указанных прав. Правовой механизм рационального использования земли и уровни нормативного регулирования земельных отношений. Принципы земельного права как важнейший элемент эколого-правового механизма и кодификация земельного законодательства.
  • На основе имеющихся знаний, готов обсуждать: Правовые проблемы разграничения земель на категории и совершенствование видов разрешенного использования земли. Правовые проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения и приобретение права собственности на землю по давности владения. Переоформление прав на землю правовые проблемы устранения реестровых ошибок при рассмотрении споров о границах земельных участков.
  • Осознает наличие проблемных вопросов в публично-правовом аспекте определения понятия недвижимости. Знает определения понятий здание» , «строение», «сооружение» и их соотношение с понятием «объект капитального строительства». Имеет представление о зарубежных подходах к праву недвижимости.
  • Сравнивает две концепции (подхода) к пониманию вещных прав, аргументированно проводит анализ законодательства и судебной практики в области земельных правоотношений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие недвижимого имущества. Публично-правовой аспект.
  • Земля и иные природные ресурсы и развитие законодательства о вещном праве.
  • Градостроительное право и его место в системе публичного права. Публичные ограничения прав на землю.
  • Деятельность по комплексному и устойчивому развитию территорий (КУРТ).
  • Правовые проблемы размещения и строительства линейных сооружений.
  • Отдельные публично-правовые проблемы совершенствования земельного законодательства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение семинарских занятий
    О наличии дополнительного балла к результирующей оценке студентам сообщается на последнем семинарском занятии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменной форме в середине 1 модуля. Целью контрольной работы является проверка знаний, полученных студентами при изучении половины курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Контрольная работа проводится в письменной форме и состоит из двух заданий: первое задание носит практический характер (решение казуса). Обязательным требованием решения казуса является указание ссылки на конкретные нормы статей нормативно-правовых актов в качестве выбора направления для разрешения юридической проблемы. Максимальное количество баллов за первое задание составляет 5 баллов. Второе задание носит теоретическо-прикладной характер. Коллизия представляет собой задание, предполагающее развернутый ответ на практическую проблему, связанную с несовершенством действующего законодательства и (или) правоприменительной практики. Ответ должен включать: - описание (формулирование) противоречия в законодательстве и (или) в его применении; - объяснение причин противоречия: коллизия норм, пробел в праве, неверное истолкование норм правоприменительной практики при отсутствии коллизии и т.п.; - ответы на вопросы, указанные после коллизии. Максимальное количество баллов за второе задание составляет 5 баллов. Не допускаются сокращения, кроме общепринятых аббревиатур. На контрольной работе разрешается пользоваться нормативно-правовыми актами. Особое внимание при оценивании на аттестации уделяется полноте знаний студента, способности студента юридически оценивать правовое явление, сформулировать и обосновать юридическую ситуацию, показать пути разрешения, обосновав их правовыми нормами. Максимальное количество баллов за все задания контрольной работы – 10 баллов Выполнение контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно в аудитории в течение 90 минут. Дополнительным основанием для снижения оценки за контрольную работу на 1 балла является: 1) низкокачественное оформление текста (неразборчивый почерк при рукописном выполнении задания; меняющийся размер шрифта, чрезмерное употребление курсива, подчёркивания или полужирного шрифта, отсутствие структурирования текста, выравнивание основного массива текста не по ширине и т.п. при машинописном выполнении задания); 2) использование аббревиатур и (или) сокращений, затрудняющих восприятие текста или имеющих несколько значений; нарушение функционального стиля речи: использование просторечий, «жаргонизмов» и т.п.; 3) грамматические, орфографические или пунктуационные ошибки – за исключением случаев, когда это обусловлено заболеванием (травмой), либо тем, что русский язык не является родным языком студента; 4) речевые обороты, затрудняющие восприятие смысла текста; 5) некорректная структура содержания ответа (нелогичная последовательность элементов ответа и иные незначительные нарушения логики, ясности и последовательности изложения). В случае списывания, плагиата, подлога или иного нарушения академических норм, неявки на контрольную работу или несдачи листов с ответами за контрольную работу выставляется 0 баллов. В ином случае общая оценка за контрольную работу не может быть менее 1 балла. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, по окончании 2 модуля в дату, определённую расписанием сессии. Целью экзамена является проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Экзамен проводится в письменной форме и состоит из двух заданий: первое задание носит практический характер (решение казуса). Обязательным требованием решения казуса является указание ссылки на конкретные нормы статей нормативно-правовых актов в качестве выбора направления для разрешения юридической проблемы. Максимальное количество баллов за первое задание составляет 5 баллов. Второе задание носит теоретическо-прикладной характер. Коллизия представляет собой задание, предполагающее развернутый ответ на практическую проблему, связанную с несовершенством действующего законодательства и (или) правоприменительной практики. Ответ должен включать: - описание (формулирование) противоречия в законодательстве и (или) в его применении; - объяснение причин противоречия: коллизия норм, пробел в праве, неверное истолкование норм правоприменительной практики при отсутствии коллизии и т.п.; - ответы на вопросы, указанные после коллизии. Максимальное количество баллов за второе задание составляет 5 баллов. Не допускаются сокращения, кроме общепринятых аббревиатур. На экзамене разрешается пользоваться нормативно-правовыми актами. Особое внимание при оценивании на аттестации уделяется полноте знаний студента, способности студента юридически оценивать правовое явление, сформулировать и обосновать юридическую ситуацию, показать пути разрешения, обосновав их правовыми нормами. Дополнительным основанием для снижения оценки за экзамен на 1 балла является: 1) низкокачественное оформление текста (неразборчивый почерк при рукописном выполнении задания; меняющийся размер шрифта, чрезмерное употребление курсива, подчёркивания или полужирного шрифта, отсутствие структурирования текста, выравнивание основного массива текста не по ширине и т.п. при машинописном выполнении задания); 2) использование аббревиатур и (или) сокращений, затрудняющих восприятие текста или имеющих несколько значений; нарушение функционального стиля речи: использование просторечий, «жаргонизмов» и т.п.; 3) грамматические, орфографические или пунктуационные ошибки – за исключением случаев, когда это обусловлено заболеванием (травмой), либо тем, что русский язык не является родным языком студента; 4) речевые обороты, затрудняющие восприятие смысла текста; 5) некорректная структура содержания ответа (нелогичная последовательность элементов ответа и иные незначительные нарушения логики, ясности и последовательности изложения). В случае списывания, плагиата, подлога или иного нарушения академических норм, неявки на экзамен или несдачи листов с ответами за экзамен выставляется 0 баллов. В ином случае общая оценка за экзамен не может быть менее 1 балла.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Орез = Осем. + 0,4 * Ок/р + 0,5 * Оэкз Орез – результирующая оценка; Осем. – оценка за посещение семинаров (максимум 1 балл) Ок/р – оценка за контрольную работу (максимум 10 баллов) Оэкз – оценка за экзамен (максимум 10 баллов)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Земельное право: Учебник / Крассов О.И., - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 560 с.: . - (Для юридических вузов и факультетов) ISBN 978-5-91768-631-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/513624
  • Земельное право: учебник/ Е.С. Болтанова. — 3-е изд. — Москва : РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 387 с. - (Высшее образование). - DOI: https:// doi.org/10.29039/1781-4 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/977003
  • Под ред. Боголюбова С.А. - Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. Постатейный. 5-е издание - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-21848-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/35259

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Землякова, Г. Л., Земельное право : учебник / Г. Л. Землякова, В. В. Зозуля, Л. Е. Бандорин, ; под ред. Л. В. Солдатовой. — Москва : Юстиция, 2017. — 262 с. — ISBN 978-5-4365-0488-9. — URL: https://book.ru/book/922217 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Авторы

  • Власова Ольга Леонидовна
  • Ревякин Антон Павлович
  • Рыбникова Ирина Андреевна