• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Transport Obligations

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits

Автор программы

Wolfson, Vladimir

Wolfson, Vladimir
Type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructors

Wolfson, Vladimir

Wolfson, Vladimir

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Транспортные обязательства» направлена на обучение магистрантов правильному пониманию специфики транспортных обязательств, их содержания. Освоение курса позволит им приобрести знания о системе транспортных обязательств, представления об осуществлении и защите прав сторон этих обязательств. В ходе аудиторных, семинарских и самостоятельных занятий магистранты должны усвоить положениями действующего законодательства об транспортных обязательствах и практикой их применения, ознакомятся с доктринальными подходами по спорным вопросам. Они научатся грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам, возникающим при анализе правоотношений в сфере транспортных обязательств, давать объективную оценку деятельности судебных и иных правоприменительных органов. По итогам изучения дисциплины магистранты овладеют методами толкования норм гражданского законодательства, регулирующих транспортные обязательства, приобретут и такие специфические навыки, как составление транспортных и экспедиционных документов. Они смогут квалифицированно давать консультации по вопросам применения нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по перевозке, экспедиции, буксировке, перевалке грузов и другие отношения в области транспорта, а также самостоятельно применять их. Они также приобретут необходимую основу для проведения научных исследований в области транспортных обязательств в гражданском праве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обучение магистрантов пониманию особенностей транспортных обязательств —как регулятивных, так и охранительных, а также их правового регулирования
  • получение магистрантами, углублённых познаний в области системы и содержания транспортных обязательств, представлений об осуществлении и защите прав сторон этих обязательств
  • приобретение магистрантами, благодаря полученным навыкам квалификации сложных правоотношений, составляющих предмет обучения по дисциплине, способности обосновывать свои позиции как в практической деятельности по предоставлению юридической помощи сторонам транспортных обязательств, так и в иной профессиональной деятельности в области частного права
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбирается в причинах, в том числе экономических, структурного обособления законодательства о транспортных обязательствах, понимает специфику их природы и особенностей источников правового регулирования. Владеет познаниями в области международных договоров, включая конвенции, с участием Российской Федерации, в области транспортной деятельности.
  • Понимает особенности, как по отношению к другим гражданско-правовым сделкам, так и носящие характер внутриродовых различий, заключения договора перевозки и других договоров, опосредующих транспортные обязательства, а также причины этой специфики.
  • Понимает причины специфики гражданско- правовой ответственности перевозчика и других организаций, занимающихся транспортной деятельностью, знает существо этих отличий. Знаком с многочисленными доктринальными воззрениями и позициями судебной практики, в том числе новейшими подходами высшей судебной инстанции, по проблемам природы ответственности перевозчика, её оснований и условий, её объёма, оснований ограничения и освобождения от ответственности.
  • Основываясь на знании специфики деятельности авиатранспортных предприятий по перевозке пассажиров и их багажа, глубоко и предметно разбирается в правовом режиме договора воздушной перевозки пассажира и багажа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Принципы, источники и система законодательства о транспортных обязательствах
    Принципы законодательства о транспортных обязательствах. Причины их специфики. История становления законодательства о транспортных обязательствах. Источники законодательства о транспортных обязательствах. Выявление коллизионного соотношения юридической силы положений ГК и транспортных уставов и кодексов. Специфика правового режима ответственности по транспортным обязательствам, заданная ст. 793 ГК. Система законодательства о транспортных обязательствах. История и перспективы построения этой системы. Цели транспортных уставов и кодексов, место в них гражданско-правовых норм.
  • Договоры о транспортных обязательствах
    Договор как сделка, порождающая транспортные обязательства. Правовое регулирование такого договора. Договор перевозки. Место договора перевозки в системе гражданско-правовых договоров. Отличие обязательств перевозчика по договору перевозки от обязательств исполнителя услуг по другим договорам. Юридическая природа, смешанная консенсуальность и реальность. Стороны договора перевозки. Вопрос о количестве сторон договора перевозки. Существенные условия. Иные договоры, являющихся юридическим фактом для возникновения транспортных обязательств. Вопрос о договоре фрахтования. Договор чартера. Договоры, заключаемые участниками рынка туристических услуг. Конструкция договоров, применимых в соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности» и её критика. Вопрос о применимости конструкции договора в пользу третьего лица (ст. 430). Форма договора перевозки. Билеты, накладные и другие документы, подтверждающие заключение договора перевозки в надлежащей форме. Правовой режим электронного билета. Заключение договора перевозки. Допустимость конклюдентных действий. Проблема заключения договора перевозки с применением аналога собственноручной подписи, в частности, на ресурсах сети Интернет. Договор о транспортных обязательствах как правоотношение. Обязательства перевозчика. Обязательства пассажира. Обязательства грузоотправителя. Обязательства грузополучателя. Общность и различия обязательств по перевозке различными видами транспорта.
  • Действующее законодательство об ответственности сторон по договору перевозки и по транспортным обязательствам, возникающим на основании других договоров
    Отступления от общих принципов гражданско-правовой ответственности в законодательстве о транспортных обязательствах. Причины этого отступления. Характер учёта вины и содержание категории вины в транспортных обязательствах. Правовое регулирование гражданско-правовой ответственности сторон транспортных обязательств в ГК и отдельных транспортных уставах и кодексах. Ответственность за задержку подачи транспортного средства. Ответственность за задержку доставки груза или пассажира. Ответственность за утрату или порчу багажа. Ответственность за вред, причинённый пассажиру (ст. 800). Иные виды ответственности. Применимость ФЗ «О защите прав потребителей» к ответственности перевозчика и других участников рынка с учетом ст. 39 ФЗ. Версии толкования ст. 39 ФЗ «О защите прав потребителей» в науке и правоприменительной практике. Позиции науки и судебной практики о месте законодательства о защите прав потребителей в правовом регулировании транспортных обязательств, разрешение коллизий с положениями «профильного законодательства». Ответственность сторон по договору перевозки в законодательстве других стран и в международном праве. Директива ЕС 261 о правах пассажира. Практика Европейского суда справедливости. Размер ответственности сторон по договору перевозки – положения ГК и транспортных уставов и Кодексов. Вопрос об адекватности размеров ответственности, установленных в отдельных нормах транспортных уставов и Кодексов. Лоббизм транспортных организаций. Границы допустимости правового вмешательства в последствия нарушения перевозчиком своих обязательств в соотношении с экономическими последствиями на конкурентных рынках. Претензионный порядок урегулирования споров по договору грузоперевозки. Полезность этого порядка. Коллизия между текстом ст. 797 ГК и транспортными уставами и кодексами в части закрепления пресекательных сроков предъявления претензий. Последствия несоблюдения грузоотправителем и (или) грузоперевозчиком сроков для предъявления претензий, установленных в транспортных уставах и кодексах. Недопустимость отказа в праве на суд (ст. 46 Конституции). Положения арбитражно-процессуального законодательства по вопросу о несоблюдении претензионного порядка. Арбитражная практика по возложению судебных расходов на сторону, не выполнившую требования о претензионном порядке
  • Особенности ответственности авиапредприятий по договору перевозки пассажиров и багажа
    Общие положения о специфике транспортных обязательств по договору воздушной перевозки. Правовое регулирование этих обязательств. Сравнительная сила положений ГК и законодательства о воздушной перевозке. Применимость положений законодательства о защите прав потребителей. Международно-правовые акты об ответственности авиаперевозчика. Директива ЕС № 261. Американское законодательство о защите прав пассажиров. Практика Европейского суда справедливости. Ответственность авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира и багажа. Коллизии положений ГК и ст. 120 Воздушного Кодекса. Вопрос о применимости ст. 397 ГК. Ответственность авиаперевозчика за утрату или порчу багажа. Коллизии с ГК. Неприменимость отдельных положений ст. 119 Воздушного Кодекса. Ответственность за вред, причинённый пассажиру (ст. 800). Иные виды ответственности. Ответственность пассажира по основаниям, предусмотренным ст. 108 ГК. Проблема расширения этой ответственности. Учёт различных моделей бизнеса по авиаперевозке. Проблемы судебной практики по разрешению споров о защите прав пассажира по договорам авиаперевозки. Невозможность исполнения в договоре воздушной перевозки пассажира. Правовые последствия и проблема распределения рисков сторон. Необходимость учёта различных моделей бизнеса по авиаперевозке.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинары
    За активную работу на семинарских занятиях (решение задач, участие в дискуссиях), демонстрирующую подготовку к занятию, магистрант может получить 1 (один) балл за все предшествовавшие экзамену семинарские занятия в совокупности. При низкой активности магистранта на семинарских занятиях магистрант соответственно получает 0 баллов. Полученный магистрантом балл учитывается при выставлении результирующей оценки по дисциплине. Предполагается, что балл за работу на семинарских занятиях выставляется магистрантам, которые принимают участие в работе и дискуссиях на всех предусмотренных программой семинарских занятиях, их ответы и реплики являются содержательными, аргументированными и основываться на лекционном курсе и материалах, размещённых в системе LMS или иным согласованным способом представленным преподавателем для подготовки к семинарским занятиям. Полученный магистрантом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей оценки по дисциплине.
  • неблокирующий реферат
    Реферат выполняется в письменной форме. Целью данной формы контроля является выявление и развитие способности магистранта проводить самостоятельный научно-практический юридический анализ, умения оценивать перспективы реализации возможных правовых позиций при возникновения спора, вытекающих из транспортных обязательств. С точки зрения содержания реферат должен представлять собой авторский юридический текст, содержащий аргументированные выводы магистранта, сделанные в результате толкования конкретных правовых норм с учетом современной судебной практики и мнений специалистов. Реферат не должен содержать неправомерных заимствований чужих текстов. Все прямые цитаты должны сопровождаться кавычками и указанием на автора и источник заимствования. Косвенная речь должна содержать указание на автора и источник заимствования. Объем реферата должен составлять от до 8 до 14 страниц (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал полуторный). В заключении реферата должен быть указан список использованных литературных, нормативных и практических источников.
  • неблокирующий экзамен в 1-м модуле
    Первый письменный экзамен является средством контроля за уровнем освоения материала дисциплины, предназначенного для изучения в первом модуле. Оба письменных экзамена проводятся и оцениваются по единым правилам, излагаемым в настоящем разделе ПУД, в котором ниже обозначаются единым термином «экзамен». Экзамен проводится в письменной форме по экзаменационному билету, включающему два задания (теоретический вопрос и задача) по отдельным темам курса. Его целью является проверка знаний, полученных магистрантами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы, а также умений применить полученные знания при разрешении юридических конфликтов и иных спорных ситуаций. При написании ответа магистранту необходимо продемонстрировать знание и понимание вопросов по темам дисциплины. Магистрант должен ориентироваться в правовом регулировании транспортных обязательств, основных тенденциях судебной практики в данной сфере, мнениях специалистов по дискуссионным вопросам. Продолжительность экзамена (время, предоставляемое для подготовки ответа на вопрос и задачу), составляет 60 минут. Во время экзамена магистрантам не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами, в том числе электронными.
  • неблокирующий экзамен во 2-м модуле
    Второй письменный экзамен является средством контроля за освоением материала, предназначенного для изучения в рамках всей дисциплины. Оба письменных экзамена проводятся и оцениваются по единым правилам, излагаемым в настоящем разделе ПУД, в котором ниже обозначаются единым термином «экзамен». Экзамен проводится в письменной форме по экзаменационному билету, включающему два задания (теоретический вопрос и задача) по отдельным темам курса. Его целью является проверка знаний, полученных магистрантами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы, а также умений применить полученные знания при разрешении юридических конфликтов и иных спорных ситуаций. При написании ответа магистранту необходимо продемонстрировать знание и понимание вопросов по темам дисциплины. Магистрант должен ориентироваться в правовом регулировании транспортных обязательств, основных тенденциях судебной практики в данной сфере, мнениях специалистов по дискуссионным вопросам. Продолжительность экзамена (время, предоставляемое для подготовки ответа на вопрос и задачу), составляет 60 минут. Во время экзамена магистрантам не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами, в том числе электронными.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    О результирующая = О экзамен1
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    О дисциплина = Осеминары (максимум 1 балл) + 0,3 x Оэкзамен1 + 0,2 x (2,5 х Ореферат) + 0,4 х Oэкзамен2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Сергеева А.П. - Гражданское право. Том 2. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-21760-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/34095
  • Под ред. Сергеева А.П. - Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая. 2-е издание. Учебно-практический комментарий - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23027-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/33169

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бажина М.А. - Договоры перевозки грузов и транспортной экспедиции в России и Германии. Сравнительная характеристика. Монография - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19540-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30373
  • Гречуха В.Н. - Правовое регулирование деятельности автомобильного и городского электрического транспорта - Русайнс - 2017 - 267с. - ISBN: 978-5-4365-1034-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/921303
  • Под ред. Травникова А.И., Абашидзе А.Х. - МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 444с. - ISBN: 978-5-534-05643-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnoe-vozdushnoe-pravo-441596