We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov

Environmental Law

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 1 module

Instructor

Reviakin, Anton

Reviakin, Anton

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к вариативной части блока дисциплин по выбору подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Административное право», «Гражданское право», «Уголовное право», «Трудовое право», «Международное право», «Гражданское процессуальное право», «Земельное право». В результате изучения дисциплины студенты должны знать основы профильно-прикладных знаний; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; специальные знания, связанные с областью будущей профессиональной деятельности; о сущности, понятии и системе экологического права, состав экологических правоотношений; об истории становления экологического права в России и на международном уровне; об основных понятиях и принципах экологического права; источники экологического права; объекты экологических правоотношений; правовые формы использования природных ресурсов; сущность организационно-правового механизма охраны окружающей среды; сущность экономико-правового механизмы охраны окружающей среды; особенности правового режима отдельных видов природных ресурсов; сущность международно-правового механизма охраны окружающей среды. Уметь выделять юридическую ситуацию, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; определять юридические противоречия и проблемную ситуацию; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; применять современные информационные технологии для поиска обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять правоприменительную и судебную практику при решении конкретных юридических ситуаций; внедрять управленческие решения; самостоятельно разрешать практические ситуации, складывающиеся в области правоотношений, регулирующих вопросы природопользования и охраны окружающей среды. Иметь навыки сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующей сфере профессиональной деятельности (методами сбора первичной информации, методами обработки эмпирической информации, методами обобщения и анализа данных); пользования методами и средствами поиска, систематизации и обработки правовой информации; использовать юридическую терминологию; работы с правовыми актами. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области экологического права
  • выработка навыков анализа источников экологического права и использования принципов и норм экологического права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при обращении за защитой прав участников земельных отношений в связи с нарушениями экологического и смежного с ним законодательства и (или) судебными спорами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятие и задачи государственного экологического надзора и его виды. Знает формы и методы государственного экологического надзора и имеет представление о порядке его осуществления. Знает понятия общественный экологический контроль и «производственный экологический контроль» и содержание этих понятий
  • Знает понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей среды. Понимает значение прогнозирования, планирования и финансирования природоохранных мероприятий Осознает значение и правовое содержание нормирование в области охраны окружающей среды. Знает понятие «наилучшие доступные технологии» и его правовое значение Имеет представление о порядке взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Знает понятие, методы, функции и формы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды, принципы государственного управления.
  • Знает понятие, признаки и состав экологичесого правонарушения. Понимает особенности юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и знает ее виды. Имеет представление о экологических функциях правоохранительных органов.
  • Знает содержания понятия и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружающей среды. Имеет представление каковы цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду. Знает содержание оценки воздействия на окружающую среду. Понимает значение экологической экспертизы и соотношение экологической экспертизы и ОВОС.
  • Знает формы собственности на природные ресурсы по российскому законодательству. Знает основания возникновения, изменения и прекращения прав на природные ресурсы. Владеет способами защиты прав на природные ресурсы. Знает основные способы защиты, сроки и формы. Имеет представление о судебных способах защиты.
  • Знает экологические права человека и гражданина. Понимает соотношение экологических прав гражданина и экологических прав человека, эколого-правовой статус личности. Понимает содержание Право граждан на благоприятную окружающую среду и основы информационного обеспечения охраны окружающей среды. Знает права общественных объединений в области охраны окружающей среды
  • Имеет представление о взаимосвязи норм экологического права с конституционным, земельным, административным, градостроительным отраслями права. Понимает состав экологических правоотношений, основания их возникновения. Знает практику судов высших инстанций в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
  • Имеет представление системе государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Органах общей и специальной компетенции в области охраны окружающей среды. Знает как осуществляется учет природных ресурсов как условие их использования и охраны. Как ведутся кадастры природных ресурсов, реестры природных ресурсов и другие формы учета природных ресурсов. Понимает как осуществляется планирование и разработка мероприятий в области охраны окружающей среды.
  • Ориентируется в особенностях гражданского и арбитражного судопроизводства по защите экологических прав граждан и юридических лиц и субъектов предпринимательства в части ответственности за нарушения права природопользования. Знает практику судов высших инстанций в части защиты прав на природные ресурсы.
  • Ориентируется в правовом режиме земель. Владеет терминологией ЗК РФ.
  • Ориентируется в правовом режиме использования и охраны водных объектов
  • Ориентируется в правовом режиме использования и охраны недр.
  • Ориентируется в правовом режиме использования и охраны объектов животного мира.
  • Ориентируется в правовом режиме обращения с отходами.
  • Понимает предмет экологического права и знает соотношение с другими смежными отраслями права. Знает суть метода экологизации и соотношение частного и публичного методов в экологическом праве. Знает иерархию источников экологического права, их действие в пространстве, времени и по кругу лиц, а также особенности их соотношения друг с другом. Знает основные положения Экологического кодекса Санкт-Петербурга.
  • Понимает различия лицензирование и договора как инструментов регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Имеет представление о лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности и лицензировании природопользования. Понимает правовую природу лицензии на природопользование. Имеет представление о видах договоров в сфере природопользования.
  • Понятие лесного фонда и классификация лесов. Право собственности на леса, входящие в лесной фонд РФ. Понятие права лесопользования и общая характеристика видов лесопользования. Документы, дающие право осуществлять лесопользование. Правовые меры охраны лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие, предмет, методы и принципы экологического права. Источники и система экологического права. Соотношение с другими отраслями российского права
  • Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов
  • Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений
  • Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды
  • Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
  • Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
  • Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды
  • Государственный экологический надзор. Общественный экологический контроль. Производственный экологический контроль
  • Юридическая ответственность за нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды
  • Правовой режим землепользования
  • Правовое регулирование обращения с отходами
  • Правовое регулирование использования и охраны недр
  • Правовое регулирование использования и охраны лесов
  • Правовое регулирование использования и охраны водных объектов
  • Правовое регулирование охраны и использования объектов животного мира
  • Правовой режим особо охраняемых природных объектов и иных особо охраняемых территорий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
    О наличии дополнительного балла к результирующей оценке студентам сообщается на последнем семинарском занятии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменной форме в середине 1 модуля. Целью контрольной работы является проверка знаний, полученных студентами при изучении половины курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Контрольная работа проводится в письменной форме и состоит из двух заданий: первое задание носит практический характер (решение казуса). Обязательным требованием решения казуса является указание ссылки на конкретные нормы статей нормативно-правовых актов в качестве выбора направления для разрешения юридической проблемы. Максимальное количество баллов за первое задание составляет 5 баллов. Второе задание носит теоретическо-прикладной характер. Коллизия представляет собой задание, предполагающее развернутый ответ на практическую проблему, связанную с несовершенством действующего законодательства и (или) правоприменительной практики. Ответ должен включать: - описание (формулирование) противоречия в законодательстве и (или) в его применении; - объяснение причин противоречия: коллизия норм, пробел в праве, неверное истолкование норм правоприменительной практики при отсутствии коллизии и т.п.; - ответы на вопросы, указанные после коллизии. Максимальное количество баллов за второе задание составляет 5 баллов. Не допускаются сокращения, кроме общепринятых аббревиатур. На контрольной работе разрешается пользоваться нормативно-правовыми актами. Особое внимание при оценивании на аттестации уделяется полноте знаний студента, способности студента юридически оценивать правовое явление, сформулировать и обосновать юридическую ситуацию, показать пути разрешения, обосновав их правовыми нормами. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, по окончании 2 модуля в дату, определённую расписанием сессии. Целью экзамена является проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Экзамен проводится в письменной форме и состоит из двух заданий: первое задание носит практический характер (решение казуса). Обязательным требованием решения казуса является указание ссылки на конкретные нормы статей нормативно-правовых актов в качестве выбора направления для разрешения юридической проблемы. Максимальное количество баллов за первое задание составляет 5 баллов. Второе задание носит теоретическо-прикладной характер. Коллизия представляет собой задание, предполагающее развернутый ответ на практическую проблему, связанную с несовершенством действующего законодательства и (или) правоприменительной практики. Ответ должен включать: - описание (формулирование) противоречия в законодательстве и (или) в его применении; - объяснение причин противоречия: коллизия норм, пробел в праве, неверное истолкование норм правоприменительной практики при отсутствии коллизии и т.п.; - ответы на вопросы, указанные после коллизии. Максимальное количество баллов за второе задание составляет 5 баллов. Не допускаются сокращения, кроме общепринятых аббревиатур. На экзамене разрешается пользоваться нормативно-правовыми актами. Особое внимание при оценивании на аттестации уделяется полноте знаний студента, способности студента юридически оценивать правовое явление, сформулировать и обосновать юридическую ситуацию, показать пути разрешения, обосновав их правовыми нормами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    Орез = Осем. + 0,4 * Ок/р + 0,5 * Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боголюбов С. А., Позднякова Е. А. - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 429с. - ISBN: 978-5-534-08731-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovye-osnovy-prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy-432961

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Природные ресурсы России: территориальная локализация, экономические оценки: Монография / Вальтух К.К., Соколов В. - Новосиб.:СО РАН, 2007. - 459 с. ISBN 978-5-7692-0869-0

Авторы

  • Ракова Елена Геннадьевна
  • Ревякин Антон Павлович