• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Social partnership and collective labor disputes

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor

Харитонов Михаил Михайлович

Харитонов Михаил Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Социальное партнёрство и коллективные трудовые споры» предполагает формирование у студентов знаний о современном состоянии и основных тенденциях развития законодательства в данной сфере, принципах построения и функционирования данных юридических институтов, основных юридических терминов и дефиниций в этой области, правовом регулировании прав, обязанностей и ответственности участников социально-партнёрских отношений и коллективных трудовых споров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний о социальном партнёрстве, разрешении коллективных трудовых споров и роли данных институтов в обществе
  • освоение студентами закономерностей и особенностей регулирования отношений в данной сфере
  • выработка навыков анализа источников права, в том числе сравнительно-правового, и использования общих подходов, принципов и норм, связанных с порядком возникновения и реализации социально-партнёрских отношений, а также их трансформации в коллективный трудовой спор (включая порядок его разрешения)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает роль и значение социального партнёрства. Может дать исчерпывающую характеристику уровням социального партнёрства. Понимает отличие участников социального партнёрства от его органов. Может перечислить формы социального партнёрства и понимает их суть.
  • Понимает роль и значение коллективного договора и соглашения, его предмет. Может дать исчерпывающую характеристику порядку заключения, изменения (дополнения) и прекращения коллективного договора и соглашения, а также особенностям их действия.
  • Понимает суть данных форм и уверенно ориентируется в их нормативно-правовом регулировании.
  • Понимает правовое положение КТС и исчерпывающе может охарактеризовать порядок её образования и деятельности.
  • Понимает роль и значение коллективного трудового спора, его предмет. Может дать исчерпывающую характеристику порядку возникновения спора и каждому этапу его разрешения.
  • Понимает роль и значение забастовок как способов разрешения трудовых конфликтов. Может дать исчерпывающую характеристику порядку возникновения забастовки, её осуществления и прекращения, а также правовому положению участников забастовки на каждом её этапе.
  • Понимает, к какой именно ответственности могут быть привлечены участники социального партнёрства, какие санкции и в каком порядке могут быть к ним применены.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика социального партнёрства в трудовых отношениях.
  • Тема 2. Коллективный договор и соглашение
  • Тема 3. Иные формы социального партнёрства
  • Тема 4. Защита работников комиссией по трудовым спорам (КТС).
  • Тема 5. Коллективный трудовой спор и этапы его разрешения.
  • Тема 6. Забастовки.
  • Тема 7. Ответственность сторон социального партнёрства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное тестирование по итогам лекций
    Тестирование проводится на последнем лекционном занятии. Продолжительность тестирования – 15 минут. Тест состоит из 10 вопросов по тематике лекций с предлагаемыми вариантами ответа, из которых нужно указать один верный. Указания более одного варианта рассматривается как неверный ответ. Использование текстов нормативно правовых актов и (или) записей лекций допускается по разрешению преподавателя. О наличии или отсутствии такого разрешения студенты уведомляются на предпоследней лекции. Использование иных источников информации не допускается. Максимальное количество баллов по итогам тестирования – 10. Минимальное (при условии явки на прохождение контроля и отсутствии нарушения академических норм) – 1.
  • неблокирующий Посещение семинарских занятий и работа на них
    Максимальная оценка по итогам данной формы контроля – 1 балл. Общая оценка за семинарские занятия объявляется на последнем семинарском занятии
  • неблокирующий Презентация доклада на семинарском занятии
    Продолжительность презентации доклада – до 30 минут. Продолжительность обсуждения – до 40 минут. Оценка за презентацию и обсуждение доклада объявляется на соответствующем семинарском занятии. При обсуждении доклада преподаватель имеет право задать вопрос по теме доклада и студенту, не являющемуся докладчиком (членом группы докладчиков). Ответ студента в этом случае оценивается по правилам формы контроля «Посещение семинарских занятий и работа на них».
  • неблокирующий Письменный экзамен в виде решения задачи
    Экзамен состоит из одного задания по проблематике курса в форме решения задачи (казуса), коллизии или анализа законодательной новеллы/проекта нормативно-правового акта. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний трудового права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Ответ должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Продолжительность экзамена – 45 минут. Использование текстов нормативно правовых актов и (или) записей лекций допускается по разрешению преподавателя. О наличии или отсутствии такого разрешения студенты уведомляются на последнем семинарском занятии. Использование иных источников информации не допускается. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    О результ. = 0,2 * О тест. + 2 * О сем. + 0,5 *Одок. + 0,8 * О экз. где О результ. – результирующая оценка (максимальное количество баллов – 10); О тест. – оценка за письменное тестирование по итогам лекций (максимум 10 баллов); О сем. – оценка за посещение и работу на семинарах (максимум 1 балл); Одок. – оценка за презентацию доклада (максимум 4 балла); О экз. – оценка за экзамен (максимум 5 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сафонов В. А. - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 395с. - ISBN: 978-5-534-01455-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnoe-partnerstvo-450096

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Куренной, А. М. Правовое регулирование коллективных трудовых споров : учебное пособие / А. М. Куренной. — Москва : Юстицинформ, 2010. — 192 с. — ISBN 978-5-7205-1062-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10603 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лютов, Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования : учебное пособие / Н. Л. Лютов. — Москва : Юстицинформ, 2012. — 128 с. — ISBN 978-5-7205-1167-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10611 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: Монография / Под ред. С.Ю.Головиной, Н.Л. Лютова - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-678-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/526436

Авторы

  • Харитонов Михаил Михайлович
  • Фетискина Ксения Дмитриевна