We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov
Book
Czech Yearbook of International Law. International Dispute Resolution

Sergeev A., Tereshchenko T.

Vol. 7. The Hague: Lex Lata BV, 2016.

Book chapter
The Flexibility of the Arbitration Procedure

Sergeev A., Tereshchenko T.

In bk.: Czech (& Central European) yearbook of arbitration. Volume VII, 2017, Conduct of arbitration. Vol. 12. NY: Juris, 2017. P. 135-152.

Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Nikita Ivanov

Social partnership and collective labor disputes

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor

Харитонов Михаил Михайлович

Харитонов Михаил Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Социальное партнёрство и коллективные трудовые споры» предполагает формирование у студентов знаний о современном состоянии и основных тенденциях развития законодательства в данной сфере, принципах построения и функционирования данных юридических институтов, основных юридических терминов и дефиниций в этой области, правовом регулировании прав, обязанностей и ответственности участников социально-партнёрских отношений и коллективных трудовых споров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний о социальном партнёрстве, разрешении коллективных трудовых споров и роли данных институтов в обществе
  • освоение студентами закономерностей и особенностей регулирования отношений в данной сфере
  • выработка навыков анализа источников права, в том числе сравнительно-правового, и использования общих подходов, принципов и норм, связанных с порядком возникновения и реализации социально-партнёрских отношений, а также их трансформации в коллективный трудовой спор (включая порядок его разрешения)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает роль и значение социального партнёрства. Может дать исчерпывающую характеристику уровням социального партнёрства. Понимает отличие участников социального партнёрства от его органов. Может перечислить формы социального партнёрства и понимает их суть.
  • Понимает роль и значение коллективного договора и соглашения, его предмет. Может дать исчерпывающую характеристику порядку заключения, изменения (дополнения) и прекращения коллективного договора и соглашения, а также особенностям их действия.
  • Понимает суть данных форм и уверенно ориентируется в их нормативно-правовом регулировании.
  • Понимает правовое положение КТС и исчерпывающе может охарактеризовать порядок её образования и деятельности.
  • Понимает роль и значение коллективного трудового спора, его предмет. Может дать исчерпывающую характеристику порядку возникновения спора и каждому этапу его разрешения.
  • Понимает роль и значение забастовок как способов разрешения трудовых конфликтов. Может дать исчерпывающую характеристику порядку возникновения забастовки, её осуществления и прекращения, а также правовому положению участников забастовки на каждом её этапе.
  • Понимает, к какой именно ответственности могут быть привлечены участники социального партнёрства, какие санкции и в каком порядке могут быть к ним применены.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика социального партнёрства в трудовых отношениях.
  • Тема 2. Коллективный договор и соглашение
  • Тема 3. Иные формы социального партнёрства
  • Тема 4. Защита работников комиссией по трудовым спорам (КТС).
  • Тема 5. Коллективный трудовой спор и этапы его разрешения.
  • Тема 6. Забастовки.
  • Тема 7. Ответственность сторон социального партнёрства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное тестирование по итогам лекций
    Тестирование проводится на последнем лекционном занятии. Продолжительность тестирования – 15 минут. Тест состоит из 10 вопросов по тематике лекций с предлагаемыми вариантами ответа, из которых нужно указать один верный. Указания более одного варианта рассматривается как неверный ответ. Использование текстов нормативно правовых актов и (или) записей лекций допускается по разрешению преподавателя. О наличии или отсутствии такого разрешения студенты уведомляются на предпоследней лекции. Использование иных источников информации не допускается. Максимальное количество баллов по итогам тестирования – 10. Минимальное (при условии явки на прохождение контроля и отсутствии нарушения академических норм) – 1.
  • неблокирующий Посещение семинарских занятий и работа на них
    Максимальная оценка по итогам данной формы контроля – 1 балл. Общая оценка за семинарские занятия объявляется на последнем семинарском занятии
  • неблокирующий Презентация доклада на семинарском занятии
    Продолжительность презентации доклада – до 30 минут. Продолжительность обсуждения – до 40 минут. Оценка за презентацию и обсуждение доклада объявляется на соответствующем семинарском занятии. При обсуждении доклада преподаватель имеет право задать вопрос по теме доклада и студенту, не являющемуся докладчиком (членом группы докладчиков). Ответ студента в этом случае оценивается по правилам формы контроля «Посещение семинарских занятий и работа на них».
  • неблокирующий Письменный экзамен в виде решения задачи
    Экзамен состоит из одного задания по проблематике курса в форме решения задачи (казуса), коллизии или анализа законодательной новеллы/проекта нормативно-правового акта. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний трудового права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Ответ должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Продолжительность экзамена – 45 минут. Использование текстов нормативно правовых актов и (или) записей лекций допускается по разрешению преподавателя. О наличии или отсутствии такого разрешения студенты уведомляются на последнем семинарском занятии. Использование иных источников информации не допускается. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    О результ. = 0,2 * О тест. + 2 * О сем. + 0,5 *Одок. + 0,8 * О экз. где О результ. – результирующая оценка (максимальное количество баллов – 10); О тест. – оценка за письменное тестирование по итогам лекций (максимум 10 баллов); О сем. – оценка за посещение и работу на семинарах (максимум 1 балл); Одок. – оценка за презентацию доклада (максимум 4 балла); О экз. – оценка за экзамен (максимум 5 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сафонов В. А. - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 395с. - ISBN: 978-5-534-01455-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnoe-partnerstvo-450096

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Куренной, А. М. Правовое регулирование коллективных трудовых споров : учебное пособие / А. М. Куренной. — Москва : Юстицинформ, 2010. — 192 с. — ISBN 978-5-7205-1062-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10603 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лютов, Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования : учебное пособие / Н. Л. Лютов. — Москва : Юстицинформ, 2012. — 128 с. — ISBN 978-5-7205-1167-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10611 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: Монография / Под ред. С.Ю.Головиной, Н.Л. Лютова - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-678-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/526436

Авторы

  • Харитонов Михаил Михайлович
  • Фетискина Ксения Дмитриевна