We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Oriental Studies

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Терюкова Екатерина Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла. В курсе «Введение в востоковедение» рассматриваются как позитивные, принятые в Российской научной школе, так и критические взгляды на востоковедение как самостоятельную научную дисциплину, характерные для ряда представителей российской, европейской и североамериканской научной эпистемы. Главная задача курса – расширить образовательный и научный кругозор обучающегося, познакомив его с общевостоковедной проблематикой в сфере образования и научных исследований, а также со структурой и основными направления развития этих наук. На практике это выражается в том, что учащийся получает уникальную возможность овладеть компетенциями междисциплинарного анализа, дополнить их компетенциями межрегионального и мультирегионального исследования в масштабах всего азиатско-африканского ареала. Применяется модульная система изложения курса, когда значительный сегмент учебного материала переносится в сферу самостоятельной работы студентов, а концентрированно рассматриваются те аспекты востоковедения, которые имеют отношение к профилю, изучаемому учащимся.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-востоковедов первого курса с методологическими основами научной дисциплины «Востоковедение и африканистика» согласно модели, которая принята в Российской Федерации. В курсе рассматриваются как позитивные, принятые в Российской научной школе, так и критические взгляды на востоковедение как самостоятельную научную дисциплину, характерные для ряда представителей российской, европейской и североамериканской научной эпистемы.
  • Главная задача курса – расширить образовательный и научный кругозор обучающегося, познакомив его с общевостоковедной проблематикой в сфере образования и научных исследований. На практике это выражается в том, что учащийся получает уникальную возможность овладеть компетенциями междисциплинарного анализа, дополнить их компетенциями межрегионального и мультирегионального исследования в масштабах всего азиатско-африканского ареала.
  • Специфика курса состоит в том, что он может быть предназначен как для широкого круга востоковедов различных профилей, так и для представителей отдельных востоковедных специальностей. В последнем случае применяется модульная система изложения курса, когда значительный сегмент учебного материала переносится в сферу самостоятельной работы студентов, а концентрированно рассматриваются те аспекты востоковедения, которые имеют отношение к профилю, изучаемому учащимся.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использует в профессиональной деятельности основные положения и методы гуманитарных наук.
  • Использует современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
  • Обладает способностью приобретать новые знания и умения, планировать собственную научно-исследовательскую работу, анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, составлять обзоры и презентации, представлять результаты собственных и групповых исследований, владеть современной научной исторической терминологией.
  • Проявляет творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности, обладает способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов, умеет работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры.
  • Стремится к совершенствованию информационной и библиографической культуры, анализирует и учитывает мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.
  • Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремится к совершенствованию знаний о странах Востока, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию, использовать полученные знания для выработки нравственно-этических основ профессиональной и личностной коммуникации.
  • Умеет эффективно использовать различные источники информации, понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; стремиться к совершенствованию знаний о странах Востока, к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию, использовать полученные знания для выработки нравственно-этических основ профессиональной и личностной коммуникации.
  • Учитывает в исследовательской и практической деятельности, для укрепления дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки историческую, культурную, религиозную, экономическую и политическую специфику, характерную для стран изучаемого региона.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Востоковедение как комплексная наука. Прикладное востоковедение. Основные регионы Востока. (1 модуль).
  • Раздел 2. Восток как родина мировых и основных национальных религий. Прикладное востоковедение. (2 модуль).
  • Раздел 2. Восток как родина мировых и основных национальных религий. Прикладное востоковедение. (2 модуль).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа на семинаре
    Контрольная работа на семинарах может выполняться или в форме теста или в форме группового доклада. В случае, если выполнение теста на семинарском занятии не предусмотрено, студентам может быть предложено сделать групповые доклады по заданному к семинару материалу. 1. Тесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 вопросов: на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнения пропуска, раскрытия термина, определения даты. Оценка за тест объявляется на следующем семинаре. 2. Презентация группового доклада на семинаре: Студенты выполняют данный доклад в группах по 5-6 человек на семинарском занятии, когда выполнение теста не предусмотрено. На группы студенты делятся преподавателем в начале занятия. Целью доклада является аналитический обзор литературы, которая дается всем студентам курса как домашнее задание по одной из предложенных тем семинарского занятия. Темы, полученные в рамках одной академической группы, не должны повторяться. Студентам дается 10 минут для обсуждения полученной темы и согласования плана выступления. Результатом анализа должен стать содержательный рассказ о проблеме, методах и результатах исследований, представленных в изученной дома научной литературе, снабженный мнением авторов доклада об актуальности и степени изученности темы, адекватности и проработанности методов, достоверности результатов и т.п. Студенты могут разделить между собой пункты для представления материала, но все студенты должны проявить одинаковый уровень понимания относительно всех частей доклада. Оценка выставляется за доклад в целом. Регламент выступления 15-20 минут. Во время выступления презентация доклада не предусмотрена, однако, студенты могут использовать онлайн карты и другие изобразительные материалы по теме доклада из ресурсов Интернета, найденные во время обсуждения выступления. 3. Активность на семинарах: за активность на семинаре студент может получить от 1 до 2-х дополнительных баллов.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тема эссе утверждается до 12 сентября текущего учебного года. Дедлайн сдачи работы в электронном виде: 23.59, 20 ноября текущего учебного года.
  • неблокирующий Промежуточный тест по 1 разделу курса
    Письменный тест – 45 минут. В промежуточном тесте будут отражены все темы Раздела 1 (Востоковедение как комплексная наука. Прикладной востоковедение. Основные регионы Востока) курса, по которым читались лекции и велись семинарские занятия. Задание, предлагаемое на тесте, состоит из 30 вопросов.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен – 1 час 30 минут. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции и велись семинарские задания Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 50 вопросов (5 вопросов на каждую тему курса).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.2 * Контрольная работа на семинаре + 0.3 * Промежуточный тест по 1 разделу курса + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Acharya, A. (1999). Imagined Proximities: The Making and Unmaking of Southeast Asia as a Region. Southeast Asian Journal of Social Science, 27(1), 55. https://doi.org/10.1163/030382499X00192
  • Beeson, M. (2014). Regionalism and Globalization in East Asia : Politics, Security and Economic Development (Vol. 2nd ed). Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1524099
  • Engelhardt, H., Schulz, F., & Büyükkeçeci, Z. (2018). Demographic and Human Development in the Middle East and North Africa. DEU. https://doi.org/10.20378/irbo-50993
  • Mason, S. (2007). Jews, Judaeans, Judaizing, Judaism : problems of categorization in ancient history. Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic and Roman Period, 38(4–5), 457–512. https://doi.org/10.1163/156851507X193108
  • Roda Hourie, & Родех Хоури. (2019). Relationships of Syria and Turkey in the Sphere of Water Resources ; Отношения Сирии и Турции в сфере водных ресурсов. Post-Soviet Issues; Том 6, № 2 (2019); 203-212 ; Проблемы Постсоветского Пространства; Том 6, № 2 (2019); 203-212 ; 2587-8174 ; 2313-8920 ; 10.24975/2313-8920-2019-6-2. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-2-203-212
  • Rudolph, D. J. (2016). Introduction to Messianic Judaism. Hebrew Studies, 57, 355–358. https://doi.org/10.1353/hbr.2016.0018
  • Stephan Barisitz. (2017). Central Asia and the Silk Road : Economic Rise and Decline Over Several Millennia. Springer.
  • The Oxford handbook of comparative regionalism edited by Tanja A. Börzel and Thomas Risse. (2016).
  • Yüceşahin M. Murat, Tulga A. Yiğitalp, & Population Horizons. (2017). Demographic and Social Change in the Middle East and North Africa: Processes, Spatial Patterns, and Outcomes. Population Horizons. https://doi.org/10.1515/pophzn-2017-0003
  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. БУДДИЗМ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 169с. - ISBN: 978-5-534-07304-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-buddizm-455512
  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ИНДУИЗМ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 132с. - ISBN: 978-5-534-07305-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-induizm-455513
  • Введение в востоковедение : общий курс : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 584 с. - ISBN 978-5-9925-0598-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049007 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049007
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ А.Д. (2012). Концепции Регионализации, Региональных Подсистем, Региональных Комплексов И Региональных Трансформаций В Современных Международных Отношениях. Сравнительная Политика, 2 (8).
  • Под ред. Шахнович М.М. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 381с. - ISBN: 978-5-534-06458-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-450077

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Neusner, J. (2009). The Idea of History in Rabbinic Judaism What Kinds of Questions did the Ancient Rabbis Answer? New Blackfriars, 90(1027), 277–294. https://doi.org/10.1111/j.1741-2005.2008.00243.x
  • Под ред. Барыгина И. Н. - РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 391с. - ISBN: 978-5-534-12088-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionovedenie-446804
  • Родионова И. А. - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 385с. - ISBN: 978-5-534-08513-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomicheskaya-i-socialnaya-geografiya-mira-v-2-ch-chast-1-451857
  • Родионова И. А. - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 245с. - ISBN: 978-5-534-08518-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomicheskaya-i-socialnaya-geografiya-mira-v-2-ch-chast-2-451858

Авторы

  • Соболева Елена Дмитриевна
  • Алферова Наталья Васильевна
  • Французов Сергей Алексеевич
  • Вуль Никита Александрович
  • Зеленев Евгений Ильич
  • Терюкова Екатерина Александровна