• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Digital Literacy

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательных программ "Экономика" и "Логистика и управление цепями поставок". Практико-ориентированный курс, целями которого являются: развитие умения проводить исследования в области менеджмента, приобретение знаний о современных информационных технологиях, используемых для проведения исследований, получение знаний о работе в MS Excel, MS Word, MS PowerPoint и развитие навыков поиска и обработки информации. Специализированная часть курса для студентов ОП «Логистика и управление цепями поставок» содержит следующие темы: "Сбор и анализ данных" и "ГИСы. Пространственная визуализация".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучить студентов принципам и методам использования цифровых инструментов в области экономики и менеджмента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука.
  • Способен конвертировать файл из одного формата в другой.
  • Различает ярлыки и символические ссылки на файлы и директории.
  • Умеет находить необходимую информацию и данные в Интернете.
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства.
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы.
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вводить формулы, протягивать формулы, копировать данные из одного источника в другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах в MS Excel/Google.Spreadsheets.
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных.
  • Умеет ориентироваться и настраивать для продуктивной работы интерфейс MS Office (Word, Excel, PowerPoint) и приложений Google (Docs, Spreadsheets и.д.).
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п., владеет функционалом «горячих клавиш».
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах.
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперссылки, нумерацию страниц, содержание документа/презентации.
  • Умеет осуществлять визуализацию данных.
  • Умеет работать с таблицами и графиками.
  • Умеет работать с текстом и изображениями.
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов, работать с Google Scholar и другими библиографическими источниками.
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах.
  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных.
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей.
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели.
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
    Программное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства.
  • Интернет и поиск
    Устройство сети Интернет. Протокол TCP/IP. Работа с браузерами. Организация поиска в Интернете.
  • Компьютерная безопасность
    Виды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные.
  • Медиаграмотность
    Возможные риски использования социальных сетей. Работа с информацией в сети. Общение по электронной почте.
  • Юридические аспекты информационных технологий
    Правовая защита персональных данных. Принципы работы с персональными данными. Законное использование контента в сети Интернет.
  • Базовые текстовые технологии. работа с текстами в MS Office Word и в Google Docs
    Знакомство с интерфейсом и возможностями MS Word. Настройка программы. Горячие клавиши. Документы: создание, управление, форматирование, настройка параметров и представлений, печать и сохранение. Форматирование текста, вставка текста и абзацев, упорядочение и группировка текста и абзацев. Создание и изменение таблиц и списков. Управление ссылками: указатели ссылок, простые ссылки и сноски. Управление графическими элементами. Управление документами и шаблонами. Подготовка документов к рецензированию. Запись исправлений. Сравнение документов. Расширенные возможности редактирования и форматирования текста и элементов документа. Ведение библиографии. Создание пользовательских элементов Word.
  • Работа с табличными данными в MS Excel и Google Spreadsheets
    Знакомство с интерфейсом MS Excel. Основные форматы файлов. Элементарные операции в Excel. Горячие клавиши. Рабочие листы и книги: создание, навигация, форматирование, параметры настройки и просмотра, настройки для печати или сохранения. Вставка данных в ячейки и диапазоны, форматирование ячеек и диапазонов, упорядочивание. Датасеты: первичная обработка данных. Группировка данных. Сортировка и фильтр. Управление данными. Получение внешних данных. Управление подключениями. Удаление дубликатов. Основные типы данных. Вставка формул. Специальная вставка. Анализ табличных данных. Визуализация данных: построение графиков и спарклайнов, условное форматирование. Сводные таблицы. Модель данных сводных таблиц. Основы создания пользовательских процедур-подпрограмм (макросов) и пользовательских функций на языке Visual Basic for Applications (VBA).
  • Подготовка презентаций: инструменты, пользование
    Основы создания и представления презентаций. Изменение слайдов, упорядочение и группировка слайдов. Изменение параметров презентации и представлений. Настройка презентации для печати. Настройка и презентация для слайд-шоу. Управление текстом. Таблицы, диаграммы и другие объекты в презентациях. Применение переходов и анимации. Управление несколькими презентациями.
  • Написание исследовательских работ
    Научный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Обзор электронных ресурсов библиотеки НИУ ВШЭ. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
  • Основы работы с данными. Машинное обучение
    Работа с данными: машинное обучение.
  • Сбор и анализ данных
    Что такое данные. Какие бывают типы данных. Методы сбора и анализа данных.
  • ГИСы. Пространственная визуализация
    Основы картографии. Проекции и их отличия. Системы координат. Геоинформационные системы: Kepler, QGIS.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Прохождение онлайн-курса
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Курс посвящен ключевым темам цифровой литературы, таким как компьютерная грамотность, медиаграмотность, безопасность в Интернете и базовые подходы к обработке данных в текстовых, мультимедийных и табличных процессорах и т. д. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля.
  • неблокирующий Тест 1
    Во время тестов строго запрещено списывание (использование мобильных устройств, бумажных материалов, шпаргалок, подключение к Интернету / локальной сети, разговоры с другими учащимися и просмотр другого экрана или записей). В случае выявления фактов списывания студент удаляется из аудитории досрочно и получает 0 (ноль) баллов за конкретный тест. В случае невозможности выполнения теста в очной форме по уважительной причине по согласованию тест проводится в дистанционном формате с применением средств прокторинга, особенности процедуры представлены в документе по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1hq58cNWzb8uKROgwFOEpp9wnuQxIvCIZ/edit?usp=sharing&ouid=107885429336123860818&rtpof=true&sd=true
  • неблокирующий Тест 2
    Во время тестов строго запрещено списывание (использование мобильных устройств, бумажных материалов, шпаргалок, подключение к Интернету / локальной сети, разговоры с другими учащимися и просмотр другого экрана или записей). В случае выявления фактов списывания студент удаляется из аудитории досрочно и получает 0 (ноль) баллов за конкретный тест. В случае невозможности выполнения теста в очной форме по уважительной причине по согласованию тест проводится в дистанционном формате с применением средств прокторинга, особенности процедуры представлены в документе по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1hq58cNWzb8uKROgwFOEpp9wnuQxIvCIZ/edit?usp=sharing&ouid=107885429336123860818&rtpof=true&sd=true
  • неблокирующий Тест 3
    Во время тестов строго запрещено списывание (использование мобильных устройств, бумажных материалов, шпаргалок, подключение к Интернету / локальной сети, разговоры с другими учащимися и просмотр другого экрана или записей). В случае выявления фактов списывания студент удаляется из аудитории досрочно и получает 0 (ноль) баллов за конкретный тест. В случае невозможности выполнения теста в очной форме по уважительной причине по согласованию тест проводится в дистанционном формате с применением средств прокторинга, особенности процедуры представлены в документе по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1hq58cNWzb8uKROgwFOEpp9wnuQxIvCIZ/edit?usp=sharing&ouid=107885429336123860818&rtpof=true&sd=true
  • неблокирующий Научно-исследовательский проект
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Во время тестов строго запрещено списывание (использование мобильных устройств, бумажных материалов, шпаргалок, подключение к Интернету / локальной сети, разговоры с другими учащимися и просмотр другого экрана или записей). В случае выявления фактов списывания студент удаляется из аудитории досрочно и получает 0 (ноль) баллов за конкретный тест. В случае невозможности выполнения теста в очной форме по уважительной причине по согласованию тест проводится в дистанционном формате с применением средств прокторинга, особенности процедуры представлены в документе по ссылке (примечание: общая продолжительность экзамена 90 минут): https://docs.google.com/document/d/1hq58cNWzb8uKROgwFOEpp9wnuQxIvCIZ/edit?usp=sharing&ouid=107885429336123860818&rtpof=true&sd=true
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговый экзамен + 0.05 * Научно-исследовательский проект + 0.2 * Прохождение онлайн-курса + 0.15 * Тест 1 + 0.15 * Тест 2 + 0.15 * Тест 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Freedman, J. J. (2013). Microsoft Word 2013 Plain & Simple. Microsoft Press.
  • Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
  • Muir, N. (2013). Microsoft PowerPoint 2013 Plain & Simple. Microsoft Press.
  • Rockoff, L. (2013). Microsoft Excel 2013 for the Business Analyst. Cengage Learning PTR.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827