• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Macroeconomics

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor


Даровский Иван Яковлевич

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.02 «Менеджмент», образовательная программа «Логистика и управление цепями поставок» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Макроэкономика». Пререквизиты. Изучение данной дисциплины базируется на базовых знаниях математики в объеме средней школы. Студент должен: • Владеть базовыми навыками арифметики. • Знать содержательный смысл следующих понятий: функция, производная. • Уметь строить графики функций. • Уметь решать линейные и квадратные уравнения и неравенства. Для успешного освоения учебной дисциплины, студент должен владеть следующими общими знаниями и компетенциями: -быть способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - понимать основные закономерности экономического развития; - анализировать социально-значимые проблемы и процессы; - логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - уметь работать в коллективе; - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером, быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. Автор Каяшева Е.В., kayashevaelena@gmail.com
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются: • Формирование у студентов представления о современных тенденциях развития экономики; • Получение студентами навыков макроэкономического анализа действительности на базе теоретических моделей; • Подготовка студентов к самостоятельной информационно-аналитической, научно-исследовательской деятельности (как индивидуальной, так и командной).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • в модели кругооборота определяет изъятия и инъекции, на основе макроэкономических тождеств исчисляет номинальные и реальные макроэкономические показатели
  • Студент знает особенности расчета ключевых макроэкономических показателей, обладает практическими навыками работы с ними. Он знаком с официальными источниками макроэкономической информации для РФ и других стран и способен самостоятельно найти, обработать и интерпретировать опубликованную
  • Знает понятие и структуру совокупного спроса. Может описать эффекты, объясняющие отрицательный наклон функции AD. Умеет определять причины сдвига кривой совокупного спроса. Умеет сравнивать различные подходы к определению уровня потребления и инвестиций.
  • Различает мультипликационные эффекты налогов, трансфертов и государственных закупок. Умеет рассчитывать вели-чины инфляционного и рецессионного разрывов. Умеет строить IS через кейнсианский крест, из равенства "утечек и инъекций" и через равновесие на рынке заемных средств. Умеет выводить уравнение кривой IS.
  • Студент знает ключевые термины и понимает явления, происходящие в денежно-кредитной сфере макроэкономической жизни страны. Студент знаком основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ и понимает механизм их работы.
  • Студент понимает аналитические возможности и ограничения модели IS-LM. В частности, он способен сравнивать эффективность воздействия на совокупный спрос методов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик с помощью этой модели. Студент способен использовать как аналитический аппарат, так графическую модель, понимает их взаимосвязь, способен решать задачи с использованием модели IS-LM.
  • Студент может воспроизвести предпосылки построения кривой совокупного предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах, умеет объяснять переход от краткосрочного состояния равновесия в модели совокупного спроса к долгосрочному при позитивных и негативных шоках в экономике.
  • Студент различает понятия малой открытой и большой открытой экономики, может перечислить, через какие каналы могут распространяться международные эффекты в экономике, и какие факторы влияют на обменный курс валют; умеет прогнозировать (и рассчитывать) предполагаемое изменение валютного курса при введении предпосылок абсолютного или относительного ППС.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и метод макроэкономики.
    Макроэкономика как наука о национальном хозяйстве в целом. История возникновения предмета. Связь макроэкономического и микроэкономического анализа. Принципы анализа ex post и ex ante. Макроэкономические модели. Статические и динамические модели. Понятие экзогенных и эндогенных параметров. Макроэкономические агенты и рынки, их характеристики и основные связи между ними. Доходы и расходы основных экономических агентов. Кругооборот доходов и расходов: двухсекторная, трехсекторная и четырехсекторная модели кругооборота. Утечки и инъекции. Основные макроэкономические проблемы. Вопросы макроэкономической политики, связанные с бизнесом. Ключевые макроэкономические показатели. ВВП, темп прироста ВВП, среднегодовой темп роста ВВП. Темп инфляции, экономически активное население, уровень безработицы, другие индикаторы экономической активности. Источники макроэкономических данных.
  • Базовые макроэкономические понятия.
    Система национальных счетов. СНС как система показателей совокупного производства и доходов. Валовой внутренний продукт и методы его измерения. ВНД и ВВП. Чистый доход факторов производства. Конечные и промежуточные товары и услуги. Исключение двойного счета. Способы оценки ненаблюдаемой экономики. Расчет ВВП по доходам и расходам. Основные счета СНС. Соотношение показателей СНС: показатели валового и чистого национального дохода, валового и чистого внутреннего продукта, личного дохода, располагаемого личного дохода. Инфляция. Инфляция и ее измерение. Номинальные и реальные показатели. Реальная и номинальная заработная плата, процентная ставка, обменный курс. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Роль инфляционных ожиданий. Дефляция и дезинфляция. Стагфляция. Индексы цен. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Отличия дефлятора ВВП и ИПЦ. Понятие покупательной способности денежной единицы. Базовые и цепные индексы цен. Занятость и безработица. Рынок труда. Экономически активное население. Причины безработицы. Виды безработицы. Понятие естественного уровня безработицы. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Скрытая безработица. Взаимосвязь динамики безрабо-тицы и ВВП. Закон Оукена. Платежный баланс и валютный курс. Структура платежного баланса. Понятие реального и номинального валютного курса. Зависимость реального курса от уровня инфляции в стране и за рубежом. Абсолютный и относительный ППС. Режимы валютных курсов: фиксированный и плавающий валютный курс. Понятие экономического цикла. Фазы цикла, проциклические и контрциклические показатели. Влияние циклических колебаний на положение фирмы и принимаемые ей решения.
  • Совокупный спрос и его структура.
    Понятие совокупного спроса. Основные составляющие совокупного спроса. Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой АD. Неценовые факторы, влияющие на сдвиги кривой AD. Теории потребления. Кейнсианская теория потребления. Основные предпосылки моде-ли. «Загадка Кузнеца». Модель перманентного дохода. Модель "Жизненного цикла". Теории инвестиций. Классический подход к теории инвестиций. Чистые инвестиции. Желаемый запас капитала. Инвестиции в жилищное строительство. Факторы, влияющие на инвестиционный спрос. Кейнсианский подход к теории инвестиций. Предельная эффективность капитала. Инвестиции в запасы. Эмпирический анализ инвестиционных расходов. Модель акселератора инвестиционного процесса. Q – теория Тобина. Дисконтирование и сложный процент. Методы оценки выгодности вложений: NPV и IRR. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Общее понятие о государ-ственных финансах, их структура и уровни. Государственный долг. Классификация налогов. Понятие и основные элементы налоговой системы России. Структура российской налоговой системы. Внешняя торговля. Торговый баланс и его связь с обменным курсом.
  • Совокупное предложение.
    Взаимосвязь совокупного предложения с теорией производства. Классическая и кейнсианская школы. Три подхода к трактовке функции совокупного предложения. Вывод совокупного предложения через рынок труда. Неценовые факторы, влияющие на сдвиги кривой совокупного предложения Равновесие совокупного спроса и предложения. Экономические последствия, вызванные шоками «совокупного спроса или предложения». Классификация видов инфляции. Динамическая функция совокупного предложения. Кривая Филлипса.
  • Равновесие на товарном рынке в кейнсианской модели.
    Кейнсианский крест. Мультипликационные эффекты и их виды. Инфляционный и рецессионный разрывы. Построение кривой IS через кейнсианский крест, из равенства "утечек и инъекций" и через равновесие на рынке заемных средств. Алгебраический вид кривой IS.
  • Денежный рынок.
    Деньги и их функции. Денежные агрегаты. Процентные ставки и цены в монетарной экономике. Спрос на деньги. Денежные факторы совокупного спроса: денежная масса, скорость обращения денег. Модель Баумоля - Тобина. Трансакционный спрос на деньги. Спекулятивный спрос на деньги. Спрос на деньги по мотиву предосторожности. Предложение денег. Функции центрального банка. Инструменты монетарной политики. Операции на открытом рынке. Ставка рефинансирования. Денежная база, денежный мультипликатор и предложение денег. Отношение резервов к депозитам. Отношение наличных средств к депозитам. Регулирование предложения денег центральным банком. Баланс Центрального банка. Роль коммерческих банков в процессе «создания» денег. Банковский мультипликатор. Равновесие денежного рынка и кривая LM . Вывод кривой LM.
  • Совместное равновесие на рынке товаров и финансовом рынке. (модель IS-LM).
    Условия совместного равновесия. Единственность равновесия. Взаимодействие рынка товаров и финансовых рынков при изменении бюджетно-налоговой и монетарной политики. Последствия сдвига кривой IS. Инвестиционная и ликвидная ловушки. Сравнительная эффективность монетарной и фискальной политик. Построение функции совокупного спроса из модели IS-LM .
  • Открытая экономика
    Понятие открытой экономики. Большая и малая открытая экономика. Макроэкономические показатели в открытой экономике. Платежный баланс и его структура. Валютные резервы. Валютный курс. Виды валютных курсов. Номинальный и реальный валютный курс. Фиксированный и плавающий валютный курс.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность и ответы на семинарах (по двум модулям сразу)
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Финальный экзамен
    Финальный экзамен по курсу не является блокирующим элементом и может проводиться с прокторингом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Активность и ответы на семинарах (по двум модулям сразу) + 0.15 * Контрольная работа №1 + 0.15 * Контрольная работа №2 + 0.55 * Финальный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : пер. с англ., Мэнкью, Н. Г., Емцова, Р. Г., 1994
  • Макроэкономика : учебник, Агапова, Т. А., Серегина, С. Ф., 2001
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : практическое пособие, Аносова, А. В., Ким, И. А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Макроэкономика-2. Вып.2: Краткосрочный аспект, Шагас, Н. Л., Туманова, Е. А., 1998