We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Commercial Procedure

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов знаний и понимания основных научных и практических проблем, имеющихся в арбитражном процессуальном праве. В ходе лекций и семинарских занятий студенты приобретают навыки применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом его толкования Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, арбитражными судами. В ходе изучения курса перед обучающимися ставится цель осмысления арбитражного процессуального права в проблемном ключе; студенты учатся видеть доктринальные проблемы в практических примерах и предлагать пути их решения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - сформировать у студентов целостное представление о процессуальной деятельности судов и иных участников процесса по рассмотрению и разрешению дел в арбитражных судах;
  • - изучить понятия и отличительные особенности арбитражного судопроизводства в сравнении с другими видами судопроизводства;
  • - рассмотреть принципы и особенности арбитражного процессуального права;
  • - определить процессуальное положение субъектов арбитражно-процессуальных правоотношений;
  • - изучить порядок и средства доказывания в арбитражном процессе;
  • - изучить особенности и содержание каждой из стадий арбитражного процесса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и понимать отдельные стадии рассмотрения дела судом; знать концепции судебного решения и их практические последствия
  • Знать особенности рассмотрения арбитражными судами дел отдельных категорий, уметь составлять подаваемые в суд документы по этим делам.
  • Может описать систему арбитражных судов Российской Федерации; выявить место арбитражного процесса в системе других отраслей российского права
  • Понимать правила представления, раскрытия и оценки доказательств. Уметь составлять заявление о принятии обеспечительных мер
  • Умеет видеть проявление принципов арбитражного процессуального права в конкретных нормах процессуального законодательства
  • Уметь определять какому суду подведомственно дело: суду общей юрисдикции или арбитражному суду
  • Уметь определять субъектный состав конкретного спора (ответчика, третьих лиц и т.п.)
  • Уметь составить исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, определения по результатам рассмотрения вопроса о его принятии к производству
  • Уметь составить, подать и поддержать апелляционную, кассационную жалобу, заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся/новым обстоятельствам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права. Система арбитражных судов в Российской Федерации
  • Принципы арбитражного процессуального права
  • Компетенция арбитражных судов. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам.
  • Состав арбитражного суда. Участники арбитражного процесса.
  • Доказательства в арбитражном процессе. Обеспечение иска.
  • Иск в арбитражном процессе. Возбуждение дела. Мировое соглашение
  • Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции. Судебные акты арбитражного суда. Судебные расходы
  • Производство в апелляционной и кассационной инстанции. Производство в порядке надзора. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа относится к формам текущего контроля успеваемости студентов. Контрольная работа выполняется, как правило, в аудитории в присутствии преподавателя и представляет собой решение одной задачи с возможностью использования принесенного студентом с собой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в бумажном виде без каких-либо помарок. Задание выполняется в течение одного астрономического часа (45 минут). Целью выполнения студентом контрольной работы является контроль академической успеваемости по курсу, в частности проверка усвоенных студентом практических навыков, развитых аналитических способностей. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задачи, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию / отсутствию юридических и фактических ошибок.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Для получения одного балла за работу на семинарских занятиях студент должен одновременно соблюсти следующие условия: 1) посещение студентами семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ (отработки пропущенных семинарских занятий не предусмотрены); 2) подготовка к семинарским занятиям и выступления по собственной инициативе с аргументированным и верным решением задач, которые были заданы на семинар; 3) аргументированное участие в дискуссиях в рамках семинарских занятий (в том числе, в виде аргументированных и верных дополнений к решению задачи, которое было предложено другим студентом), аргументированные ответы на вопросы преподавателя в рамках семинарских занятий, демонстрация аналитического и критического подхода к теоретическим и практическим материалам, предложенным к обсуждению в рамках лекционных и семинарских занятий. Для получения балла предполагается, что студенты будут принимать участие в работе и дискуссиях на всех предусмотренных программой семинарских занятиях, ответы и реплики будут содержательными, аргументированными и основываться на лекционном курсе и материалах, размещённых в системе LMS для подготовки к семинарским занятиям. Студенты, имеющие право на получение балла, называются преподавателем на последнем семинарском занятии по дисциплине.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине проводится в письменной форме. Проведение экзамена включает в себя письменное решение каждым студентом двух задач повышенной сложности с возможностью использования принесенного студентом с собой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в бумажном виде без каких-либо помарок. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Решение каждой задачи в обязательном порядке предполагает использование студентом глубоких теоретических знаний по предмету. Каждый студент должен самостоятельно в течение 90 минут изложить в письменном виде решение обеих задач, аргументировав свой ответ. При выполнении указанных элементов контроля студентам разрешается пользоваться лишь теми правовыми актами, перечень которых был заранее определен преподавателем в зависимости от тематики предлагаемых заданий. В ходе выполнения контрольной работы и письменных экзаменационных работ студентам не разрешается пользоваться литературой, правовыми актами, не входящими в заявленный преподавателем перечень, конспектами, персональными компьютерами, планшетами, смартфонами и другими вспомогательными средствами в отсутствие специального указания преподавателя. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Одисциплина = Осем +k1 хОк/р + k2 х Оэкзамен, где: Одисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимальное количество баллов – 10); k1 - 0,2, k2 - 0,7, Ок/р – количество баллов, полученное за контрольную работу (максимальное количество баллов - 10); Оэкзамен – количество баллов, полученное за экзамен (максимальное количество баллов – 10). Осем – количество баллов, полученное за работу на семинарах (максимальное количество баллов - 1);
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами судебной практики и комментариями : учебное пособие / под редакцией Т. К. Андреевой. — Москва : СТАТУТ, 2013. — 942 с. — ISBN 978-5-8354-0892-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61544 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сборник разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам гражданского и арбитражного процесса : сборник / составитель М. А. Ерохова. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, 2016. — 928 с. — ISBN 978-5-8354-1275-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92544 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе : монография / Е. Р. Российская. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. - 576 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977661

Авторы

  • Власова Ольга Леонидовна
  • Шевченко Илья Михайлович
  • Волкова Юлия Михайловна