• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Commercial Procedure

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1 module

Instructor


Shevchenko, Ilya

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов знаний и понимания основных научных и практических проблем, имеющихся в арбитражном процессуальном праве. В ходе лекций и семинарских занятий студенты приобретают навыки применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом его толкования Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, арбитражными судами. В ходе изучения курса перед обучающимися ставится цель осмысления арбитражного процессуального права в проблемном ключе; студенты учатся видеть доктринальные проблемы в практических примерах и предлагать пути их решения. Особое внимание в ходе изучения курса отводится составлению и написанию процессуальных документов, которые подаются в арбитражные суды (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, заявления, ходатайства, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - сформировать у студентов целостное представление о процессуальной деятельности судов и иных участников процесса по рассмотрению и разрешению дел в арбитражных судах;
  • - изучить понятия и отличительные особенности арбитражного судопроизводства в сравнении с другими видами судопроизводства;
  • - рассмотреть принципы и особенности арбитражного процессуального права;
  • - определить процессуальное положение субъектов арбитражно-процессуальных правоотношений;
  • - изучить порядок и средства доказывания в арбитражном процессе;
  • - изучить особенности и содержание каждой из стадий арбитражного процесса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и понимать отдельные стадии рассмотрения дела судом; знать концепции судебного решения и их практические последствия
  • Знать особенности рассмотрения арбитражными судами дел отдельных категорий, уметь составлять подаваемые в суд документы по этим делам.
  • Может описать систему арбитражных судов Российской Федерации; выявить место арбитражного процесса в системе других отраслей российского права
  • Понимать правила представления, раскрытия и оценки доказательств. Уметь составлять заявление о принятии обеспечительных мер
  • Умеет видеть проявление принципов арбитражного процессуального права в конкретных нормах процессуального законодательства
  • Уметь определять какому суду подведомственно дело: суду общей юрисдикции или арбитражному суду
  • Уметь определять субъектный состав конкретного спора (ответчика, третьих лиц и т.п.)
  • Уметь составить исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, определения по результатам рассмотрения вопроса о его принятии к производству
  • Уметь составить, подать и поддержать апелляционную, кассационную жалобу, заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся/новым обстоятельствам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права. Система арбитражных судов в Российской Федерации
  • Принципы арбитражного процессуального права
  • Компетенция арбитражных судов. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам.
  • Состав арбитражного суда. Участники арбитражного процесса.
  • Доказательства в арбитражном процессе. Обеспечение иска.
  • Иск в арбитражном процессе. Возбуждение дела. Мировое соглашение
  • Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции. Судебные акты арбитражного суда. Судебные расходы
  • Производство в апелляционной и кассационной инстанции. Производство в порядке надзора. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Для получения одного балла за работу на семинарских занятиях студент должен одновременно соблюсти следующие условия: 1) посещение студентами семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ (отработки пропущенных семинарских занятий не предусмотрены); 2) подготовка к семинарским занятиям и выступления по собственной инициативе с аргументированным и верным решением задач, которые были заданы на семинар; 3) аргументированное участие в дискуссиях в рамках семинарских занятий (в том числе, в виде аргументированных и верных дополнений к решению задачи, которое было предложено другим студентом), аргументированные ответы на вопросы преподавателя в рамках семинарских занятий, демонстрация аналитического и критического подхода к теоретическим и практическим материалам, предложенным к обсуждению в рамках лекционных и семинарских занятий. Для получения дополнительного балла предполагается, что студенты будут принимать участие в работе и дискуссиях на всех предусмотренных программой семинарских занятиях, ответы и реплики будут содержательными, аргументированными и основываться на лекционном курсе и материалах, размещённых в системе LMS для подготовки к семинарским занятиям. Студенты, имеющие право на получение дополнительного балла, называются преподавателем на последнем семинарском занятии по дисциплине.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится с целью проверить знания студентов по определенным темам и навыки разрешения практических задач. Контрольная работа проводится в письменной форме и представляет собой составление процессуального документа (например, искового заявления, отзыва на исковое заявление, заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, судебного решения, апелляционной или кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам). Составленные процессуальные документы должны соответствовать АПК РФ по форме и содержанию. Например, исковое заявление должно соответствовать статьям 125 и 126 АПК РФ; решение арбитражного суда должно соответствовать статьям 168-170 АПК РФ; определение арбитражного суда должно соответствовать статье 185 АПК РФ. В качестве образцов решений и определений арбитражных судов могут использоваться судебные акты, содержащиеся в «Картотеке арбитражных дел». Иных требований к оформлению не предъявляется. Составление таких документов предполагает освоение и знание студентами прочитанного лекционного материала, а также самостоятельное изучение обязательной учебной литературы и нормативно-правового материала по темам, пройденным к моменту проведения работы. При составлении процессуального документа студенту сообщается, какой именно документ ему предстоит составить и приводятся соответствующие условия (фабула дела). При составлении процессуального документа студенту необходимо правильно указать его реквизиты (название документа; лица, участвующие в деле; лицо, подписавшее документ, приложения), изложить обстоятельства дела, исходя из предложенных условий, сослаться на нормы закона, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации и иную правоприменительную практику, которые относятся к предложенной ситуации, а также сформулировать требования лица, подающего документ (резолютивную часть судебного акта). Если составляемым процессуальным документом является судебный акт, он должен содержать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части, отвечающие требованиям действующего арбитражного процессуального законодательства. Продолжительность контрольной работы - 60 минут. При написании контрольной работы разрешается использовать правовые базы, любую информацию в сети «Интернет», научную и учебную литературу, а также конспекты лекций. Контрольная работа проводится в первом модуле.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по курсу «Арбитражный процесс» проводится в письменной форме и состоит в решении двух задач. При решении задачи студенту следует раскрыть, в чем состоит приведенная в ней проблема теоретического и (или) практического характера, и предложить все возможные пути решения этой проблемы с перечислением их достоинств и недостатков, а также привести собственное мнение. Максимальное количество баллов за решение каждой задачи – 5. При написании экзаменационной работы не допускается использование каких-либо материалов (нормативно-правовых актов, судебной практики, научной и учебной литературы, конспектов лекций и т.д.). Экзамен проводится в течение 60 минут. Экзамен проводится в первом модуле. Максимальная оценка за экзамен -10. Полученный результат суммируется и округляется арифметически до целого числа. Общая оценка за экзаменационную работу может быть снижена на 1 балл (за исключением ситуации, если такое снижение приведет к выставлению оценки «0») за недостаточное усердие, проявленное при ее написании, как-то: неразборчивый почерк, многословие, использование просторечий, «жаргонизмов», грамматические, орфографические или пунктуационные ошибки. Если за выполнение экзаменационной работы выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за экзамен в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Одисциплина = Осем +k1 хОк/р + k2 х Оэкзамен, где: Одисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимальное количество баллов – 10); k1 - 0,2, k2 - 0,7, Ок/р – количество баллов, полученное за контрольную работу (максимальное количество баллов - 10); Оэкзамен – количество баллов, полученное за экзамен (максимальное количество баллов – 10). Осем – количество баллов, полученное за работу на семинарах (максимальное количество баллов - 1); Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами судебной практики и комментариями : учебное пособие / под редакцией Т. К. Андреевой. — Москва : СТАТУТ, 2013. — 942 с. — ISBN 978-5-8354-0892-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61544 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сборник разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам гражданского и арбитражного процесса : сборник / составитель М. А. Ерохова. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, 2016. — 928 с. — ISBN 978-5-8354-1275-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92544 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе : монография / Е. Р. Российская. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. - 576 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977661