«Во время обучения нам удалось сформировать в коллективе уникальный баланс, основанный на профессиональных компетенциях каждого из нас»
Руководитель группы маркетинга и рекламы НПК «ВМПАВТО»
Ирина, расскажите, как у вас возникла идея освоить новые компетенции в сфере бренд-менеджмента?
Я всегда понимала, что современному специалисту в сфере маркетинга нужно постоянно обновлять знания — ведь мир беспрестанно меняется, появляются и исчезают не только отдельные бренды, но и целые рынки. Жизненный цикл продуктов и компаний с каждым годом становится короче, а потребители искушеннее и требовательнее. Мы с коллегами постоянно обменивались новостями по отрасли, делились ссылками на интересные статьи о новых методах рекламы, организовывали brainstorming в поисках прогрессивных идей и маркетинговых решений. Это помогает работать эффективнее. И вместе с тем все равно накапливалось осознание того, что пора идти за новыми знаниями и искать свою специализацию.
Почему выбрали программу «Бренд-менеджмент» в НИУ ВШЭ?
Мы договорились с коллегами, что будем развивать навыки в разработке и управлении брендами и самостоятельно поищем варианты для обучения. Программа от Вышки попала в число наиболее приоритетных вариантов в списке каждого из нас. Свою роль в этом сыграла и репутация вуза, и практический характер курса, и то, что выпускной проект будет посвящен решению актуальной задачи на пользу компании. В общем, сошлись все звезды.
Последние сомнения, которые у нас были, развеялись после консультации с руководителем программы Еленой Викторовной Корчагиной. Приятно, что клиентоориентированность проявилась во всем: от сервиса на входе до предложения корпоративной скидки.
Сегодня на рынке такое разнообразие «быстрых курсов» по маркетингу и брендингу. Зачем, по-вашему, посвящать обучению целых полгода?
Дело в системе. Работая каждый день над задачами по маркетингу, PR, рекламе, продажам, начинаешь чувствовать, что твои знания, полученные более десяти или даже пяти лет назад в университете уже не актуальны, ты применяешь их урывками. Брендинг и бренд-менеджмент – это то, о чем все маркетологи имеют представление, но большинству не хватает глубины знаний. Мне хотелось получить такое образование, которое упорядочит хаос, чтобы эти знания были по-настоящему фундаментальными. Хотелось принести в свою компанию передовые методы работы, самые актуальные концепции, новый взгляд на наши бренды. И чтобы все это работало.
Академические знания + практика с крутейшими специалистами, которые дают работающие техники – это ценность и сила НИУ ВШЭ. Сюда приходят люди, которые разделяют этот подход. Складываются команды и коллективы. Ни за какие деньги вы не найдете такого на краткосрочных курсах. Я посещала каждое занятие и не жалею ни дня, потраченного на обучение.
«Бренд-менеджмент» – это открытая программа, где в одной группе собираются представители разных компаний и отраслей. Что вам дало обучение в такой среде?
Все верно. В нашей группе были собственники малого бизнеса, маркетологи производственных, торговых, телекоммуникационных компаний, бренд-менеджеры крупных российский предприятий. Такая разнообразная палитра кейсов – просто находка для любознательного и жаждущего познаний ума. От построения личного бренда владельца сети клиник до продвижения бренда крупного добывающего холдинга через спортивные мероприятия. Мы учились не только у преподавателей, но и друг у друга.
Вы пришли на курс не одна. С вами вместе программу осваивали и ваши коллеги, с которыми вы каждый день вместе работаете. Как это повлияло на обучение? А на совместную работу?
Да, на курс я пришла вместе с командой. На курсе нам приходилось регулярно разделяться и взаимодействовать в командах с другими слушателями. Этот опыт позволяет тебе побыть и в роли лидера, и в роли командного игрока. В результате нам удалось сформировать в коллективе уникальный баланс, основанный на профессиональных компетенциях каждого из нас. В разные моменты лидером становится тот, чьи компетенции в конкретной ситуации сильнее, а остальные с уважением и энтузиазмом поддерживают принятые решения.
К концу обучения мы стали настолько сильной и крепкой командой, что на работе понимали друг друга с полуслова. И главное, мы уверены в системе знаний каждого из нас.
Вы сказали, что выпускной проект был для вас важным даже на этапе выбора программы. Оправдались ли ожидания и за счет чего? Поделитесь впечатлениями о завершающем этапе обучения.
Управление репутацией – неотъемлемая потребность для компании-производителя с федеральной программой продвижения и географией экспорта в 53 страны. Выбирая учебную программу, я стремилась найти экспертов, которые смогут помочь мне в обучении этому процессу, ведь раньше никто в компании этим не занимался.
Темой выпускного проекта стало управление репутацией бренда-производителя, для своей компании я сосредоточилась в первую очередь на рынке В2С. Совместно с моим дипломным руководителем, экспертом-практиком Анной Тюняковой, мы разработали стратегию управления репутацией на основании стейкхолдерского подхода, выбрали релевантные методы анализа репутации бренда, сформировали пошаговый план действий и систему оценки эффективности его реализации.
Это был не типичный «теоретизированный диплом», а полностью прикладной проект, в котором передовые теоретические концепции были лишь базой для разработки практических решений. Уже в процессе подготовки я закрыла две самые крупные репутационные проблемы нашего бренда. И по завершении обучения продолжаю внедрять проектные разработки в деятельность компании. Без высокопрофессиональных рекомендаций и настоящей наставнической поддержки добиться таких результатов, конечно же, не удалось бы.
Сразу по окончании программы выпускники всегда полны энтузиазма, планов, проектных идей. По прошествии времени, вы можете взглянуть на полученный опыт со стороны? Как применяете эти знания в работе? Расскажите о своих достижениях.
Главным достижением я считаю команду, которую мы сумели построить. К нам и люди теперь подбираются такие же: креативные, свободные от шаблонов и в то же время организованные, каждый с лидерскими качествами.
Что касается профессиональных знаний, то эффект от обучения был долгосрочным. Сегодня в нашем портфеле 17 собственных брендов, и их количество постоянно растет. Мы имеем готовые инструменты для запуска, позиционирования и постоянного продвижения этих брендов, налаженные механизмы взаимодействия с opinion influencers. У нас сложился свой собственный стиль в маркетинге и брендинге.
Мы умеем создавать эмоциональное позиционирование брендов, которые, казалось бы, должны исполнять исключительно функциональные обещания. Рынок автохимии и смазок он такой. Нашей аудитории нравится этот подход, сила нашего флагманского бренда растет. Мы получаем удовольствие в работе. Уверена, в этом есть и заслуга Вышки.