Директор по логистике: кто он?

Знакомьтесь с новыми лицами программ бизнес-образования. Ведущий преподаватель программы "Директор по логистике" В.А. Юрасов рассказывает о своих курсах на программе, опыте в логистике и современном портрете руководителя с сфере логистики.
Юрасов Владимир Александрович

Ведущий преподаватель программы "Директор по логистике"

К.т.н., главный эксперт АО "Атомпроект", эксперт по внедрению процессного подхода и оптимизации закупочной деятельности

Владимир Александрович, вы являетесь ведущим преподавателем программы "Директор по логистике". Расскажите, как долго вы работаете в логистической сфере?

В логистику я пришел в начале 2000-х. Произошло это достаточно случайно – друг попросил помочь с организацией закупок в дистрибьюторской компании. После того, как процесс закупок был выстроен, мы поняли, что без решения складской проблемы никуда не продвинуться. А склад без выстроенной транспортной и экспедиторской работы может быстро остановиться.

Чем дольше я работаю, тем больше понимаю, что логистика – это важная часть "бережливого производства". В настоящий момент я занимаюсь внедрением "бережливого производства" в более сложной для этих инструментов сфере – проектировании.

Вы недавно начали преподавать на программах дополнительного образования в Высшей школе экономики. Расскажите, какой у вас опыт обучения взрослых.

Я преподаю с 2001 года, когда поступил в аспирантуру. Преподавание – достаточно сложная работа, ведь помимо знания самого предмета необходимо чувствовать группу, понимать, как слушатели воспринимают (или не воспринимают) материал.

Во время лекций и практических занятий происходит обмен знаниями, и можно увидеть новый взгляд на проблемы. И самое главное: когда готовишься к курсу, сам заново проходишь материал и осознаешь тонкие моменты предмета еще глубже. Есть одна  шутка: "Эйнштейн трижды мне объяснил теорию относительности и после этого я понял – он (Эйнштейн) ее (теорию относительности) понимает".

На программе "Директор по логистике" вы ведете две дисциплины: "Современная внутренняя логистика" и "Организация и управление сетями и цепочками поставок". О чем эти курсы?

Эти курсы – про внутренний и внешний мир предприятия. Задачу внутренней логистики лучше всего объяснить на следующем примере. Представьте, что вам пришлось планировать пилотируемую экспедицию на Марс. Внутреннее устройство корабля – это и есть внутренняя логистика, начиная от объема запаса еды и заканчивая необходимыми инструментами для экстренного ремонта. Управление сетями и цепочками поставок – это история о том, как товар на гигантском морском сухогрузе со временем превращается в коробку в руках экспедитора на пороге офиса/дома.

Принципиальная особенность управления сетями и цепями поставок – это внедрение механизма «тянущей» системы. То есть нужно предусмотреть распределительный центр вместимостью, позволяющей накапливать сезонные запасы продукции, аккуратно рассчитать потребность в собственном транспорте и предусмотреть возможность покрывать дефицит грузовиков за счет краткосрочной аренды, при этом не забыть про возможность хранения части продукции у клиентов. Расчет подобного разнообразия средств доставки и мест переработки груза является вопросом стратегии развития и потому ошибка в выборе может быть фатальной.

Как будут построены занятия на ваших курсах? Какие технологии обучения будут применяться?

Занятия проходят в формате тренинга, где активное вовлечение участников является залогом эффективного обучения. Стандартная схема – на экране определенный визуальный материал, помогающий тренеру донести материал до слушателей, затем дискуссия и обсуждение материала. И всегда практическое применение – ручка, лист бумаги и калькулятор. На выходе слушатели получат понимание что и как нужно измерять.

Классические вопросы, которые я задаю – сколько стоит обработка одной коробки на складе? Как рассчитать стоимость хранения одной коробки на складе? Как рассчитать нормативную производительность работы грузчика? Эти и многие другие вопросы будем подробно рассматривать.

Программа создана для развития руководителей и для тех, кто собирается занять руководящую позицию. Какими компетенциями, на ваш взгляд, должен обладать современный директор по логистике?

Директор по логистике должен системно мыслить, уметь из множества ежедневных проблем выделить главное – то самое «бутылочное горлышко», мешающее движению вперед. Учитывая особенности персонала в логистике, директор по логистике должен уметь объяснять простым и понятным языком. В логистике как в армии – сложные команды непонятны.

Владимир Александрович, вы сами являетесь руководителем и участником крупных проектов по созданию логистических инфраструктур. Расскажите немного о своем опыте в этой области. Чему лично вас они научили?

Многие инфраструктурные проекты были реализованы по принципу "с места в карьер". С одной стороны, скорость реализации важна для обеспечения роста компании. С другой стороны, приходилось видеть, как часть объекта выводили в реконструкцию через пару лет эксплуатации – всего лишь потому, что некорректно (читаем – "забыли") посчитали требуемое количество погрузочных доков. Сейчас, участвуя в проектировании сложных инженерных объектов, еще больше понимаю смысл поговорки "семь раз отмерь, один – отрежь".

В чем вы видите миссию программы "Директор по логистике" и что бы пожелали будущим слушателям?

Экономика России сейчас переживает не лучшие времена. Перед нами стоит глобальная задача – повысить конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. Одним из методов повышения конкурентоспособности внутренней продукции и механизмов снижения цен является внедрение инструментов "бережливого производства". В освоении этих методов, в том числе, вижу миссию программы "Директор по логистике".

А будущим слушателям хотел бы пожелать, чтобы достигнутые ими успехи их не успокаивали, а наоборот, воодушевляли на еще большие.

Узнайте подробнее о программе "Директор по логистике"