Инструменты развития потенциала бизнеса и личности

Инструменты развития потенциала бизнеса и личности

Анна Шахвердова - сертифицированный коуч, руководитель программы «Emerging Leaders Program - Оперативный менеджмент: траектория роста». 


Анна, расскажите, пожалуйста, о программе «Emerging Leaders Program - Оперативный менеджмент: траектория роста», кому она может быть полезна?

Стоит начать с того, что управление компанией существует на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Стратегический менеджмент – это, в первую очередь, долгосрочные цели развития бизнеса, а оперативный – ежедневная реализация стратегии. Чтобы компания развивалась, оба эти уровня должны быть эффективными. В зависимости от размера компании и стадии ее развития программа будет полезна как линейным руководителям крупного бизнеса, так и собственникам и генеральным директорам малых и средних компаний.

Когда мы создавали программу, то в первую очередь ориентировались на цели и задачи линейных менеджеров крупного и среднего бизнеса. Поскольку именно от их профессионализма и способности ежедневно реализовывать стратегию компании зависит успех компании. Однако я уверена, что программа будет не менее полезна собственникам малого и среднего бизнеса, которые видят точки роста бизнеса на оперативном уровне. 

Как Вы считаете, с какими трудностями чаще всего сталкиваются линейные менеджеры в ежедневной работе?

Я думаю, в первую очередь, это процессы, связанные с управлением людьми. Задачи в этой области особенно актуальны для линейных руководителей, которые работают в крупном бизнесе. Как правило, в крупных компаниях бизнес-процессы уже структурированы, то есть, следуя теории Ицхака Адизеса, проблемы Младенчества пройдены, компания находится на следующих стадиях жизненного цикла. Кто в таких компаниях чаще всего становится линейным менеджером? Вчерашние высококлассные специалисты, ведь так? Для них естественно, что они еще не обладают достаточным опытом управления людьми, поэтому сталкиваются с определенными трудностями.

Если мы говорим о среднем или малом бизнесе, где собственник - зачастую одновременно и генеральный директор, то к задачам, связанным с управлением людьми (такие задачи есть в любой компании, где работает больше одного человека), добавляются и другие. Чаще всего, это задачи устранения препятствий и  вызовов, связанных с ростом и выводом компании на следующий уровень развития. В этом случае руководство компании хочет навести порядок в бизнесе и выстроить бизнес как систему, чтобы переключить свое внимание с оперативного уровня на стратегический.

Расскажите, пожалуйста, о содержании программы: из каких модулей она состоит? Какие предметы являются основными?

В основе программы лежит системно-функциональный подход к менеджменту. На занятиях мы рассматриваем бизнес в виде трехмерной матрицы.

Знакомство с ней на программе начинаем с двухмерной матрицы. По вертикали расположены функциональные области бизнеса: финансы, рынки и клиенты, бизнес-процессы, персонал. По горизонтали представлены базовые функции, которые ежедневно выполняет руководитель: планирование, мотивация, организация и контроль. Мы подробно разбираем и отрабатываем эти функции в связке с функциональными областями. Это необходимо, чтобы участник программы увидел бизнес как единую функционирующую систему. Такой подход позволяет развить у слушателей системное мышление.

Главная дисциплина этого этапа -  «Основы менеджмента», на которую отведено 36 аудиторных часов, или 9 вечерних занятий. В рамках курса участники много работают в формате тренингов, отрабатывая такие навыки, как делегирование, мотивация, в том числе нематериальная, себя и своей команды.

Параллельно с освоением двухмерной матрицы к ней добавляется третья ось. Она связана с управлением собой, управлением другими, построением команды. Без этих навыков успеха не достигнуть, поэтому эта ось также необходима в бизнес-системе.

Что бы еще хотелось добавить об особенностях программы?

Как и большинство программ, реализуемых нашей бизнес-школой, «Emerging Leaders Program - Оперативный менеджмент: траектория роста» является проектно-ориентированной. Сегодня это один из самых эффективных форматов обучения, практикуемый бизнес-школами. В чем его преимущество? Он позволяет новую теорию и навыки закрепить на практике здесь и сейчас.  В самом начале обучения слушатели с помощью наставников (экспертов) формулируют тему проекта, который они в дальнейшем разрабатывают и внедряют в работу на протяжении всего обучения.

Расскажите, пожалуйста, о соотношении теоретической и практической частей программы?

Я, конечно, хотела бы слукавить и сказать, что теории совсем не будет. Но это неправда и, в общем-то, даже невозможно. И неправильно. Оптимальное соотношение, которое принято в бизнес-школах на таких программах – это 30% теории и 70% практики. Мы стараемся выдерживать этот баланс. Теория, несомненно, будет. Более того, мы всегда делимся списком рекомендуемой литературы, которая позволит более глубоко погрузиться в ту или иную область, однако основная ценность программы – ее практическая часть.

Теория важна, но без практики она очень быстро забудется. Поэтому мы делаем акцент на проверке теории практическими действиями: в рамках тренингов, работы над проектами, а также в полях – на рабочем месте каждого слушателя. Это позволяет проверить все на себе и выявить узкие места, которые еще необходимо нагнать.

Наш курс – это идеальная возможность увидеть и восполнить свои «пробелы», попробовать применить новые знания в работе, находиться в среде коллег из других компаний, но со схожими задачами, обменяться с ними опытом. Обмен опытом – дополнительный ресурс развития, который мы рекомендуем использовать во время обучения.

Расскажите, пожалуйста, о проекте. Какой может быть идея проекта? И стоит ли переживать тому, кто интересуется программой, но не понимает, над каким проектом может работать, чтобы это реально принесло пользу ему и его компании? Что Вы посоветуете таким людям?

Проект - это не преграда для обучения, а возможность. На старте программы мы помогаем слушателям выявить проект. Для этого с каждым участником проводится коуч-сессия по постановке задач. Если это руководитель группы или отдела, то мы поможем ему выделить задачи, эффективность выполнения которых необходимо повысить. Именно эти задачи станут основой будущего проекта. Аналогичная ситуация и с генеральными директорами, разница лишь в уровнях управления и в содержании задач.

Какой формат коучинга предлагается в программе?

Как я уже сказала, первая коуч-сессия посвящена анализу задач, стоящих перед руководителем, и выходу на тему проекта. На этой же коуч-сессии участник программы определяет  личные цели, которые могут быть связанны с повышением его личной эффективности как руководителя, либо с развитием других компетенций, которые косвенно влияют на работу. Это тоже важно, поскольку, если в нашей личной сфере есть важные, нерешенные задачи, то они  нам мешают реализовывать себя, в том числе и в роли руководителя. Все взаимосвязано, поэтому первая коуч-сессия - про личные и профессиональные цели, которые стоят перед человеком и руководителем.

В середине курса предусмотрена вторая коуч-сессия. Ее цель - подвести промежуточные итоги и посмотреть, насколько эффективно участник реализовывает шаги, которые он обозначил на первой встрече: что получается, что не получается, что хотелось бы изменить, добавить.

Ближе к завершению обучения коуч и слушатель встречаются еще раз, чтобы подвести итоги – это заключительная коуч-сессия. Все три сессии проходят в индивидуальном формате.

Основной фокус программы - это совершенствование и развитие так называемых «мягких компетенций», soft skills. Почему стоит сделать выбор в пользу одной длинной программы вместо того, чтобы в течение года, например, пройти несколько тренингов по схожим тематикам?

Можно собрать похожий набор из различных тренингов и коротких программ обучения. Но это будет набор, который придется собирать в разных местах. Он вряд ли будет столь же системен и сбалансирован. И скорее всего, займет больше времени и будет дороже.

Во-первых, мы идем от общего к частному, рассматриваем «Бизнес как систему», разбирая его буквально «по косточкам», развивая, тем самым. у руководителей системное мышление. Его просто невозможно развить в рамках краткосрочного тренинга.

Во-вторых, на коротких программах и тренингах невозможно обеспечить пролонгированный эффект и посттренинговое сопровождение. Что я имею в виду? Например, Вы прошли двухдневный тренинг и после этого горите желанием незамедлительно реализовывать полученные навыки в своей компании. Чаще всего вы не можете вернуться к тренеру и спросить: «У меня что-то идет не так… Что делать»? В нашем случае, когда программа продолжительная, мы можем наблюдать, как развивается слушатель, с какими трудностями он сталкивается, давать обратную связь и вносить изменения в его действия.

В-третьих, проектно-ориентированное обучение невозможно в коротком формате. Нужно не менее шести месяцев, если стоит цель выстроить бизнес или отдел как систему.

Чему научатся участники курса после его окончания?

Самое главное – это то, что они начинают видеть компанию как систему, понимать, как принимаемые решения влияют на бизнес в целом, видеть себя в данной системе и свои задачи. Другими словами, участники развивают системное мышление. Именно системное мышление и проактивность - те компетенции, которые сегодня востребованы практически у каждого сотрудника и у руководителя в первую очередь. В рамках курса мы работаем над умением управлять различными ресурсами, которыми обладает как компания, так и сам руководитель, и умением различать и привлекать необходимые дополнительные ресурсы, изучаем инструменты работы с кризисными и стрессовыми ситуациями. Обязательно отрабатываем навыки планирования и организации работы, делегирования задач, мотивации (в том числе нематериальной) себя и своей команды, умения давать обратную связь, коммуникации, командообразования, управления изменениями и проектами.

Чего бы Вам хотелось пожелать тем, кто планирует прийти на программу?

В первую очередь, поставить перед собой цели. Если они не очевидны, то это еще один повод прийти на программу и с помощью коучинга осознать, достижение каких целей принесет Вам наибольшую ценность.

Если у вас есть самомотивация на развитие, если вы понимаете, чего хотите добиться, как вам в этом помогает бизнес, в котором вы работаете, то все точно получится.

В завершении я хочу поделиться историей американского исследователя и ученого Джона Годдарда, которая вдохновит и мотивирует всех, кто хочет стать успешнее и счастливее в наступившем году. Когда Джону исполнилось 15 лет, он составил список из 127 целей. Часть из них были вполне реалистичными, например, научиться играть в поло, окончить колледж, жениться и иметь детей, изучить джиу-джитсу. Но большая часть может показаться фантастическими: напоить ядовитую змею молоком, взойти на Маттерхорн, обогнуть земной шар или посетить Луну.

Всю свою жизнь Годдард шел по намеченному плану и к 87 годам достиг 110 целей, в том числе побывал в 120 странах, покорил 12 самых высоких гор в мире, пересек 15 самых опасных рек и даже завел собственных шимпанзе и гепарда. Жизнь Джона Годдарта – это доказательство того, что все в наших силах. Некоторые люди, оглядывая назад, сожалеют, что многого не успели и не попробовали. Джон Годдарт сам стал «кузнецом» успешной и яркой жизни, начал с того, что составил список чётких целей и отбросил иллюзорные ограничения, которые есть только в голове.

Впереди новый год, поэтому я желаю, чтоб он стал годом баланса между личными интересами и работой, чтобы работа была в радость, и стала тем местом, где вы максимально реализуете свой потенциал.

Я знаю, что вы готовите материал для тех, кто хочет больше узнать о системно-функциональном подходе к менеджменту. Что это за материал? И когда его можно будет прочитать?

Как я уже говорила, в основе программы лежит трехмерная матрица системно-функционального подхода к менеджменту. В формате интервью передать логику этого подхода достаточно сложно, поэтому мы с коллегами - соавторами программы договорились подготовить отдельную статью, которой планируем поделиться во второй половине января.

Будем ждать с нетерпением. Спасибо большое.

Узнать подробнее о программе «Emerging Leaders Program - Оперативный менеджмент: траектория роста».