Профстандарты: плюсы от внедрения.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». По сути, профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Профессиональный стандарт представляет собой многофункциональный документ, описывающий цель и содержание профессиональной деятельности через обобщенные трудовые функции и действия, место в системе уровней квалификации, образование и обучение работника, знания, умения и опыт его практической работы.
Можно выделить несколько основных проблем, которые можно решить с помощью введения профстандартов:
• качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы - компетенции работников требуют длительной адаптации при трудоустройстве, а профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда;
• отсутствие современных профессиональных стандартов, позволяющих согласовывать требования к квалификациям сферы труда и сферы образования;
• недостаточная активность профессиональных сообществ, объединений работодателей в поддержании современных систем квалификаций работников;
• сложности в заполнении вакансий по рабочим и инженерным профессиям.
Введение профстандартов позволит:
• делать выбор профессии исходя из требований к компетенциям сотрудников, планируя обучение и профессиональную карьеру;
• выбирать программы дополнительного образования в целях непрерывного обучения, спланировать развитие карьеры;
• сформировать образовательные стандарты на их основе.
Целью внедрения профстандартов прежде всего является развитие национальной системы квалификаций и налаживание взаимосвязи между рынком труда и системой профессионального образования.
В международной практике по введению профессиональных стандартов можно выделить следующие основные тенденции:
• переход к единым интегрированным национальным системам профессиональных стандартов и квалификаций;
• разработка образовательных стандартов на основе профессиональных и квалификационных стандартов;
• соотнесение национальных квалификаций с зарубежными;
• использование результатов обучения как связующего звена между образованием и трудовой деятельностью;
• официальное признание дополнительного образования.
Основным и главным назначением национальной системы профессиональных стандартов является устранение рассогласованности между специальностями, квалификациями и потребностями рынка труда и образования.