Власть, бизнес и вузы объединились для решения кадровой проблемы региональной экономики
11 ноября в Санкт-Петербурге состоялся форум крупного бизнеса «Топ-250» - титульное мероприятие издания «Эксперт Северо-Запад». В 2015 году Высшая школа экономики выступила научным партнером проекта и соорганизатором круглого стола «Эффективные трудовые ресурсы – пути решения кадровой проблемы региональной экономики». Представители власти, бизнеса и ведущих вузов обсудили состояние рынка труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вопросы подготовки молодых специалистов и дополнительного образования взрослых.
Николай Александрович Рогачев, заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга познакомил гостей круглого стола со статистикой рынка труда в Санкт-Петербурге На сегодняшний день рынок труда Санкт-Петербурга насчитывается 3 млн. 100 тыс. работников, причем петербуржцев из них - 2 млн. 200 тыс. Остальные 900 тыс. – это привлеченные трудовые ресурсы, в том числе из Ленинградской области (450 тыс.), стран ближнего и дальнего зарубежья. Николай Александрович отметил, что Санкт-Петербург – был и остается привлекательным местом для соискателей.
Екатерина Викторовна Скляренко, руководитель пресс-службы «HeadHunter Северо-Запад» поделилась информацией о спросе и предложении на рынке труда Санкт-Петербурга. «В третьем квартале 2015 года прирост вакансий год к году составил 5%. То есть, если в начале этого года рынок проседал, то сейчас мы видим прирост, начавшийся в начале лета и продолжающийся осенью. Количество резюме возросло на треть» - отметила Екатерина Викторовна, добавляя, что динамика вакансий в Петербурге в целом отражает российские тенденции. HH индекс (отношение количества резюме к количеству вакансий) в Петербурге равен 9, что выше нормы в 5-6 резюме на вакансию, тогда как в остальных субъектах Северо-Западного региона этот показатель ниже нормы. Самые высококонкурентные профессиональные сферы - высший менеджмент, добыча сырья, юриспруденция, государственная служба. Последние строчки рейтинга занимают интернет, медицина, рабочий персонал и продажи.
Об особенностях рынка труда в Ленинградской области рассказал Александр Фирович Габитов, генеральный директор Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области». Александр Фирович отметил, что Санкт-Петербург и Ленинградская область - конкуренты за работников. 450 тыс. работающего населения Ленинградской области работает в Санкт-Петербурге. Этот фактор неблагоприятно влияет на региональный рынок труда, потому что жители, а значит кадры Ленинградской области, превращаются в «петербургских потребителей и налогоплательщиков». «Мы заинтересованы в том, чтобы Санкт-Петербург постепенно отдавал тех людей, которые достаточно долго в нем работали, обратно в область», - сказал Александр Фирович и отметил, что в области наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов технических специальностей, особенно на фоне прироста промышленного производства.
Людмила Николаевна Ильина, директор учебного центра ОАО «Климов», поделилась опытом подготовки кадров на машиностроительном предприятии. Компания выпускает авиадвигатели и является типичным образчиком постсоветского промышленного предприятия, что сказывается на кадровой структуре. 53% работников – люди предпенсионного и пенсионного возраста (женщины от 50 лет и мужчины от 55 лет). «Для работодателей такая кадровая ситуация является существенной проблемой, и дело не в молодежи, которой на предприятии порядка 25%. Наша проблема – в серединке, где должны быть люди, которые умеют, знают, смогут учить», - отметила Людмила Николаевна. Благодаря появлению Учебного центра в 2009 году и разработке новой схемы кадровой подготовки удалось достичь значительных успехов. На сегодняшний день средний возраст мастеров предприятия составляет 30-33 года, который до появления учебного центра держался на уровне в 56-60 лет.
Другая особенность кадрового обеспечения ОАО «Климов» - отсутствие на рынке труда людей нужной квалификации и программ подготовки в университетах, которые могли бы выпускать специалистов узкой профессиональной области. Для решения этого вопроса предприятие тесно сотрудничает с несколькими образовательными учреждениями. Сегодня Санкт-Петербургский политехнический университет, «Военмех» и техникум «Приморский» (по линии СПО) готовят целевых специалистов для ОАО «Климов».
Создание Учебного центра помогло преодолеть стоящие перед предприятием кадровые вызовы. Подразделение объединяет функции кадрового менеджмента и учебные технологии, изучение потребностей обучения и формирование требований к персоналу, участие в создании профстандартов, оценка и аттестация работников. Системная работа Учебного центра в нескольких направлениях помогает удерживать молодых специалистов и укреплять «прослойку» опытных работников среднего возраста.
Елена Николаевна Чурина, эксперт агентства стратегических инициатив Открытого правительства РФ выступила с докладом «Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования в регионах РФ и в мире». Непрерывное образование и поднятие интеллектуального потенциала – важные и трудно решаемые задачи для нашей страны, на которых остановила внимание Елена Николаевна. Она отметила, что остается открытым вопрос финансирования дополнительного образования взрослых: «Если в Евросоюзе образовательным учреждениям раздаются огромные гранты, чтобы они создавали новые авторские образовательные программы, постоянно привлекали на эти образовательные программы взрослое население, то у нас кто-нибудь о таком знает?».В 2012 году Россия присоединилась к международной программе World Skills, основная цель которой - повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования. Некоммерческое объединение регулярно проводит конкурсы профессионального мастерства и таким образом объединяют лучшие практики и профессиональные стандарты во всем мире. В 2019 году мировой чемпионат состоится в Казани. По словам Елены Николаевны, World Skills - это мощнейший стимул в повышении статуса любой профессии.В продолжение дискуссии директор Института дополнительного профессионального образования НИУ
ВШЭ – Санкт-Петербург Айгуль Куандыковна Кадырбаева поделилась с участниками круглого стола опытом проектно-ориентированного обучения по линии дополнительного образования. В проектно-ориентированном обучении участвуют три стороны: университет, слушатели программ дополнительного образования и предприятие, на которых они работают. Красной линией с первого дня обучения и до его окончания идет разработка проекта, который основывается на реальных задачах предприятия-работодателя. Высшая школа экономики придерживается международной технологии, разработанной Институтом проектного менеджмента, которая включает 4 этапа: инициирование, планирование, реализация и завершение. НИУ ВШЭ как учебное заведение сопровождает проект только на первых двух стадиях. Участие вуза в реализации проекта недостаточная, и в этом заключается потенциальная точкой роста.
Важная составляющая проектного обучения - построение дорожных карт, которые объединяют возможные пути и сценарии развития компании. Что дает использование дорожных карт? Во-первых, это визуализация. Во-вторых, в процессе разработки дорожных карт формируется консенсус заинтересованных групп относительно путей развития компании. Методика построения дорожных карт помогает сформировать видение будущего компании путем опроса всех заинтересованных сторон. После того как сформирован образ будущего, можно приступать к планированию, то есть понять, как из текущего состояния перейти к намеченному в будущем.
В завершении круглого стола выступил председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Семенович Чернейко и подвел символические итоги встречи. На сегодняшний день существуют следующие насущные кадровые вопросы: сколько должно быть населения в городе, чтобы все было обеспечено? Сколько надо рабочих мест для населения? Какие это должны быть рабочие места? Где они должны быть расположены? Вопрос № 1 по мнению спикера - это размещение кадров. Дмитрий Семенович отметил, что необходимо переходить от простой подготовки персонала к созданию системы кадрового обеспечения. Такую систему можно создать только при теснейшем взаимодействии совокупности факторов, среди которых наиболее важные - воздействие на рабочие места, технологический форсайт, кадровое проектирование, анализ полного жизненного цикла предприятия. «Знаем технологический форсайт – знаем, что будет с рабочими местами – знаем, что делать с системой образования. Нет – ничего не знаем», - утверждает Дмитрий Семенович.
Эксперт, как и предыдущие спикеры, отметил важность дополнительного профессионального образования взрослых. 500 тыс. чел. ежегодно в Петербурге меняют место работы, а вузы выпускают около 60 тыс. чел. В такой ситуации нагрузка системы образования сегодня должна переходить на институты переподготовки и повышения квалификации.