Участники HR-клуба ВШЭ научились читать корпоративную культуру вооруженным глазом


24 сентября в Высшей школе экономики состоялась встреча HR-клуба. Центральной темой обсуждения в этот раз стала корпоративная культура. Директора по персоналу, ведущие HR-специалисты и эксперты Высшей школы экономики вместе попытались определить, что влияет на «здоровье» корпоративной культуры, какие инструменты помогают сохранять и поддерживать ценности, принятые в компании.

Светлана Баронене, доцент департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ, бизнес-тренер, открыла встречу и предложила всем гостям стать участниками творческой лаборатории исследования корпоративной культуры. Вооружившись необходимыми знаниями, участники в качестве исследовательской разминки разгадывали, что можно сказать о компании по её объявлениям. Как оказалось, простые объявления, оставленные на стенах офисов, могут дать представление о внутренних особенностях компании, об отношении к сотрудникам компании и агентам внешней среды.

Работа с корпоративными артефактами, или по-другому знаками компании, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при взаимодействии с ней – одна из задач HR. «Мы с вами как HR должны понимать на какой образ жизни мы работаем. В нашей стране, где очень много «заборов в голове» строится, специально формируется у людей, это особый труд создавать открытые пространства и открытые коммуникации», - отметила Светлана Баронене

Екатерина Аксенова, HR-директор компании Буше, поделилась собственным опытом проектирования «тонких» настроек корпоративной культуры. Компании Буше 16 лет. На данный момент в ней работает более 650 человек. Продукцию Буше можно попробовать в 23 фирменных кондитерских, а также приобрести в 16 буше-мобилях и розничных магазинах города. Объем производства с 2004 года вырос в 46 раз и на сегодняшний день составляет около 14 тонн продукции в сутки.

Главная идея философии Буше звучит: быть, а не казаться. Все, что делают сотрудники компании, и как они это делают не может быть формальным или поверхностным, потому что иначе это не приносит удовольствие и это не является их жизнью.

Основа сильной корпоративной культуры Буше – это постоянная работа на поддержание принятых корпоративных ценностей. «У здоровой корпоративной культуры есть некоторая идея. Эту идею мы снабжаем, как мы называем, нотификацией. Как композитор, который написал ноты, или сочинил мелодию. Дальше он эти ноты передает музыкантам, чтобы они поняли, что же из них играть. Иначе эта мелодия может так и осесть в голове композитора и о ней даже никто не узнает. Следующий этап – это внедрение. И зачастую кажется, что здесь самое сложное, самый большой труд. Но как оказывается потом, самое сложное - это поддержание. Потому что без этого, все усилия могут оказаться бесполезными. Поэтому самые большие силы мы тратим на поддержание», - отметила Екатерина Аксенова

В завершении встречи Елена Кудрявцева, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, консультант, сделала обзор новых интересных фактов и исследований из жизни корпоративной культуры. Она предложила проследить эволюцию офисного дизайна по идеологии, которая была заложена в разное время в стране и рассмотрела дизайн рабочих помещений, как систему материальных артефактов, которые создают имидж и картинку о компании и для сотрудников, и для тех, кто смотрит на неё извне. Сейчас компании все больше и больше начинают понимать, что необходимо создавать комфортные пространства для жизни. Люди живут, работая, а не просто проводят время на работе. Человеческий комфорт – это важный момент.

Елена также привела результаты исследования института Gallup, проведенного в 2015 году, которое показало, что 87% организаций считают развитие корпоративной культуры одной из своих главных задач, а 2015 признан годом корпоративной культуры.