• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как работать в лаборатории и участвовать в конференциях? Рассказывает магистрантка

Юлия Аверьянова четыре года училась в бакалавриате Питерской Вышки. Во время учёбы в бакалавриате студентка стала заниматься наукой: она опубликовала статью в журнале «Экономическая политика», заняла второе место в конкурсе НИРС и начала работать в лаборатории. Сейчас Юлия учится на магистерской программе «Менеджмент и аналитика для бизнеса». Магистрантка рассказала, какие навыки приобрела во время учёбы, как ищет конференции и в каких журналах советует публиковать статьи.

Фото из личного архива Юлии Аверьяновой

Фото из личного архива Юлии Аверьяновой

Наука в бакалавриате

Первые два года в бакалавриате на «Экономике» мне было очень сложно учиться. Не было времени на то, чтобы думать о чём-то ещё, кроме занятий. На третьем курсе я познакомилась со своим научным руководителем, Анной Андреевной Федюниной. Под её руководством я написала курсовую работу про международную торговлю, которую защитила на десять баллов. К лету её опубликовали в журнале «Экономическая политика».


Благодаря Анне Андреевне я заинтересовалась наукой. До встречи с ней я думала, что экономические модели не работают, и недоумевала, зачем ученые ими занимаются. А потом оказалось, что экономика — это про всё, и изучать нужно ту тему, которая тебе интересна.


В начале четвёртого курса я поехала на большую конференцию в Польшу.  Это оказалось полезно: я увидела, что на одну и ту же научную тему у людей могут быть разные взгляды. Кроме того, критика указывает на ошибки. До этого я участвовала в вышкинской конференции для студентов и аспирантов, но там не было экспертов из других стран.


Ещё на четвёртом курсе я устроилась в Международную лабораторию экономики нематериальных активов.Туда меня пригласила Елена Анатольевна Шакина, заведующая лабораторией. Поскольку лабораторию только открыли, в неё приглашали людей с научным потенциалом, а я как раз выиграла конкурс НИРС со своей курсовой работой. Я получила диплом второй степени. Он дал мне дополнительные баллы для ПГАС и плюсы в портфолио для магистратуры.


Дважды в неделю у нас в лаборатории семинары, на которых можно показать свою работу. Коллеги её критикуют и объясняют, что осталось неохваченным. Ещё они могут посоветовать, браться за тему или нет — вдруг по ней уже много работ. Для начинающих исследователей это полезно.

Исследовательский интерес

В бакалавриате я изучала международную торговлю — как фирмам больше экспортировать, а малым и средним предприятиям — выходить на международный рынок. Сейчас мой исследовательский интерес связан с менеджментом: я работаю над статьёй и рассматриваю в ней концепцию обмена знаниями. Проще всего её объяснить на примере. Допустим, две компании работают вместе, одна продаёт другой какие-то детали. Когда вторая компания использует эти технологии, она получает опыт и знания. 


В своей работе я хочу показать, как маленькие компании могут выйти на зарубежный рынок и избежать издержек. Чтобы предлагать свои товары и услуги за границей, представители фирм обычно едут в другую страну, изучают её рынок, ищут партнёров, переводят документы, платят юристам. Для маленьких компаний это дорого. Снизить издержки помогает банк: у него есть сотрудники за рубежом, которые могут проконсультировать. Это и есть обмен знаниями.

Полезные навыки

Во время учёбы я узнала, каково работать в режиме мультизадачности. В Вышке это очень полезный навык. Здесь у студента всегда куча дел, нужно справляться со всеми и двигаться дальше.


В университете я поняла, насколько учёному важно общаться с другими специалистами. Благодаря этому он понимает, насколько актуальна его тема. Я вот всегда могу подойти к Елене Анатольевне Шакиной или к своему научному руководителю и узнать, что и на какую тему написано. 


Мне кажется, бакалавриат стал для меня хорошей базой — самостоятельно я бы не смогла структурировать такой объём информации. В лаборатории я только совершенствовала свои навыки. Кроме того, есть очень талантливые преподаватели, которых легко понять. Например, уже в магистратуре у меня был преподаватель из университета Pompeu Fabra. Он вёл курс по микроэконометрике, и мне было всё понятно, хотя математика — не моя сильная сторона. 

Публикации

Сейчас у меня три статьи в российских журналах: одна в «Вопросах Экономики», вторая — в «Экономической Политике», третья — на английском, в Russian Journal of Economics. Статью для «Экономической Политики» я писала год, летом подала её в журнал, и через четыре месяца статью приняли после первого раунда рецензирования — обычно их больше. Сейчас я работаю и над другими статьями, но когда они выйдут — неизвестно. 


Студентам и сотрудникам Питерской Вышки рекомендуют публиковать статьи в хороших журналах, которые часто цитируют. Это нужно, чтобы научную работу заметили. Кроме того, Питерская Вышка даёт сотрудникам надбавки за публикации в международных рецензируемых изданиях.


Я советую подавать статьи в более цитируемые журналы — так больше вероятность, что статью заметят. В России около десяти часто цитируемых изданий по экономике. За рубежом цитируемых журналов больше, поэтому лучше публиковаться там.

Конференции

В 2019 году я была на AMEC (Analytics for Management and Economics Conference), это международная конференция Питерской Вышки. Недавно я подала заявку на Conference — Euram, её проводит Европейская академия менеджмента. Ещё я бы очень хотела попасть на конференцию Американской Ассоциации Менеджмента, но думаю, мне там откажут, потому что ещё есть куда расти. Но надеюсь, что вместе с отказом мне пришлют комментарии, которые пригодятся для доработки статьи. 


Конференции я, в основном, ищу сама. О каких-то мне рассказывают коллеги — например, на Euram мне посоветовала подать [заявку] Елена Анатольевна. Ещё можно смотреть на сайте Вышки, на какие конференции ездили учёные со схожими исследовательскими интересами. Но я не знаю единого источника, где можно найти конференции. 

Магистратура и работа

Я поступила в магистратуру, потому что потом собираюсь в аспирантуру. Выбрала программу «Менеджмент и аналитика для бизнеса», потому что хотела научиться собирать и анализировать данные. Академический руководитель Анхель Барахас сильно включён в развитие программы. Он постоянно спрашивает, чего студентам не хватает, приглашает крутых профессоров. Кроме того, на втором году учёбы я смогу выбрать исследовательский трек. 


Параллельно с учёбой я работаю на полставки в Аналитическом центре Питерской Вышки: занимаюсь опросами студентов и аспирантов, визуализирую данные в Excel. Несмотря на учёбу, статьи и работу в лаборатории и центре, я всё успеваю. У меня даже остаётся время на спорт. При этом я не робот: если статья не пишется, я откладываю её и стараюсь поделать что-то другое. Но меня вдохновляют люди, которые делают больше, чем я: думаю, если они смогут, значит, и я смогу.


Сейчас я бы очень хотела научиться красиво и коротко писать статьи на английском языке. С тех пор, как я поступила в англоязычную магистратуру, я стала чувствительнее к тому, как люди излагают свои мысли. Мне хочется писать коротко и ясно — зачем вообще статья, если её никто не поймёт? Ещё важно фокусироваться на своих открытиях — именно они интересуют читателя, а не то, какие статьи проанализировал исследователь, чтобы прийти к такому результату.


Ещё мне не хватает понимания математики. У меня была нормальная математика в бакалавриате, но я не всё успевала, поэтому сейчас мне сложнее. Если в магистратуре у меня будет возможность брать какие-то курсы по математике, я всегда буду вписываться в них. 

Планы на будущее

Мне хотелось бы поучиться в аспирантуре за границей: там подход к преподаванию немного другой, и благодаря этому я научусь смотреть на свои исследования под другим углом. Но вообще я рассматриваю аспирантуру в московской Вышке: всё зависит от того, куда я поступлю.


В будущем я хочу стать преподавателем, он делится своими знаниями и сам глубже погружается в предмет. Кроме того, я хочу и дальше писать статьи, а ещё делать проекты для каких-то компаний. Ведь здорово, когда ты можешь применить свои знания на практике и кому-то помочь.