• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мария Абрамович: от участника до организатора карьерных мероприятий

Абрамович Мария Михайловна

Центр развития карьеры (Санкт-Петербург): Менеджер

PR-команда Центра развития карьеры, в лице Екатерины Кирсановой, взяла интервью у Марии Абрамович, менеджера карьерных проектов ЦРК, которая рассказало о своём пути от участника карьерных мероприятий до их организатора, а также поделилась советами по успешному прохождению собеседования.

Екатерина: Добрый день. Можешь, пожалуйста, представиться, как тебя зовут, на какой ты образовательной программе обучаешься и на каком курсе?

Мария: Меня зовут Абрамович Мария. Я – студентка второго курса магистратуры ОП «Международный бизнес в Азии». 

Екатерина: Я знаю, что ты являешься сотрудником Центра развития карьеры. Расскажи, как состоялось твоё знакомство с Центром? 

Мария: Моё знакомство произошло год назад, когда я только поступила в магистратуру и переехала в Санкт-Петербург. Я искала здесь работу. Изначально я, в принципе, не знала, куда мне можно податься. Хотелось работать в сфере управления проектами. Я была сфокусирована на поиске вакансий, где можно было бы реализовать себя в качестве человека, создающего и реализующего какие-то проекты, работающего с аудиторией. Проходила очень много собеседований. Но, к сожалению, всё оставалось в прошлом, потому что в основном это было направление «Продажи». В какой-то момент появилась вакансия project-менеджера в Центре карьеры у нас в университете, и я откликнулась  на неё. Параллельно с этим, имея статус студента, я искала другие возможности и как раз нашла сайт Центра развития карьеры. У них было очень много программ и мероприятий в начале года. Я записалась на все, которые можно было вообще взять: и в Актив, и на ВШК. Так, моё знакомство пошло уже сразу через проекты, которые, по идее, мне придётся в дальнейшем реализовывать. Поэтому это получилось такое очень глубокое погружение в то, чем я буду заниматься дальше. 

Екатерина: Получается, что ты откликнулась на вакансию уже после того, как поучаствовала в мероприятиях от Центра развития карьеры? 

Мария: Это всё произошло одновременно. Я подала заявки сначала на проекты и параллельно с этим увидела вакансию и откликнулась ещё и на вакансию. Это было моим преимуществом, потому что у меня была возможность пройти проекты сначала в качестве участника, посмотреть, как они работают. А в дальнейшем уже меня взяли на позицию.

Екатерина: Проходила ли ты какое-то собеседование или твою работу оценили в процессе участия в проектах? 

Мария: Да, собеседование тоже было. С Маргаритой Константиновной и Александрой Витальевной . Сотрудникам в любом случае нужно было лично со мной познакомиться, поговорить, выявить какие-то тонкости моего характера, поведения.

Екатерина: Сложно ли было проходить собеседование? Возможно, были вопросы, которые вызвали стресс? 

Мария: Наверное, рассказывать о себе, когда ты уже делал это много раз, не так сложно. А вот в моменты, когда тебе задают вопросы, похожие на  «Опишите себя тремя словами», или ещё какие-то вопросы, для которых нужно включить мозг за секунду, то становится немного сложнее. К тому же, очень сложно давать какую-то оценку самому себе изначально как личности. 

Екатерина: Готовилась ли ты как-то к этому собеседованию или пришла с уверенностью, что уже знаешь, как себя презентовать? 

Мария: На самом деле к этому собеседованию, конечно же, нет, потому что я уже четыре года назад начала работать. И, может быть, четыре года назад, да, я бы как-то готовилась, что-то смотрела, искала, вспоминала. Но я человек открытый, поэтому мне несложно говорить о себе.

Екатерина: Здорово, что у тебя так развит навык самопрезентации! Скажи, пожалуйста, какую должность ты занимаешь в Центре развития карьеры и какие обязанности выполняешь уже конкретно в данный момент? 

Мария: Сейчас я занимаю позицию менеджера проектов. Я являюсь ведущим руководителем проекта «День карьеры», который проходит два раза в год: в апреле и в ноябре. Это мероприятие, проходящее совместно с компаниями-партнерами университета, на которое приезжает очень-очень много компаний. Они размещают свои стенды на Кантемировской, и в течение дня у студентов есть возможность познакомиться и пообщаться с потенциальными работодателями, узнавая о каких-то карьерных возможностях. Также я провожу три раза в год Высшую школу карьеры. Это карьерный интенсив одного формата, но разной длительности, где студенты учатся как раз-таки презентовать себя, приобретают полезные навыки, знания о рынке труда, формируют своё собственное резюме, портфолио и в дальнейшем уже имеют больше возможностей успешно презентовать себя представителям компаний в финале. И ещё я занимаюсь проектом PROКарьеру, который мы с сотрудниками сейчас немного модернизируем. Это профориентационный проект, который организовывался совместно с программой менторства. В прошлом году он проходил в лекционном формате. До этого студенты посещали лекции компании-менторов, а в  этом году мы немного расширим проект и разнообразим форматы взаимодействия студентов с компаниями. Плюс бывает так, что я провожу небольшие мероприятия. Они всегда спонтанные. Партнёр приходит с запросами, мы под него уже адаптируемся и делаем подходящий формат мероприятия. 

Екатерина: Это очень интересно! Ты упомянула, что в этом году стала руководителем Высшей школы карьеры, в котором ранее была участником. Думаю, это очень важный этап в твоей карьере, свидетельствующий о высоком уровне компетентности. Расскажи, пожалуйста, как проходила подготовка к запуску проекта?  

Мария: Мне на долю выпала, наверное, сложная задача, потому что у нас ВШК проходит три раза в год. Осень и весна — это короткие школы, буквально две недели, и их проводить довольно несложно. А мне пришлось мою первую школу (зимнюю) организовывать на целый месяц, поэтому касательно некоторых моментов, конечно, я понимала, что где-то у меня нет четкого понимания того, как должна выглядеть Школа. Однако благодаря коллегам, которые со мной работают, организация получилась очень даже хорошей. Получилось создать много форматов, новых идей. Например, это была первая школа, в рамках которой мы попробовали взаимодействовать с иностранцами. Также мы немножечко поменяли  некоторые элементы обучения для тьюторов. 

Екатерина: Какие остались ощущения от подготовки?

Мария: Школу было организовывать интересно. Думаю, ВШК — это, в принципе, мой любимый проект из всех проектов, которые мы с коллегами организуем в Центре развития карьеры. Он самый живой, гибкий и дополняемый возможностями.

Екатерина: Оправдались ли твои ожидания, которые были до запуска проекта?

Мария: Я человек, наученный опытом, который не ставит высоких ожиданий от чего-то в принципе. Всегда сначала видишь, наверное, худший сценарий, но по факту ты получаешь взрыв адреналина и ярких эмоций в конце. Например, недавно я нашла  финальную статью последней зимней ВШК и реально почувствовала, что это был очень хороший уровень организации. 

Екатерина: Здорово! Можешь ли выделить два-три основных инсайта, которые у тебя произошли после завершения всего сезона ВШК, то есть по окончании обеих школ под твоим руководством?

Мария: Первый инсайт — фиксируй вообще всё, абсолютно всё, что тебе приходит в голову, потому что мысли мимолетные, и они точно не вспоминаются потом. Второе – говори много и делай ровно столько же, потому что тут логично, говоря много, а делая мало, ты не можешь быть руководителем. И третий — доверие. Как раз в рамках последней школы, мы глубже погрузили тьюторов в процесс. Мы набирали их раньше по срокам, и они с самого начала до самого конца занимались подготовкой школы. То есть тьюторам было распределено очень много административных задач, с которыми они прекрасно справились. Да, это, наверное, слоган третьего инсайта: «Доверяй».

Екатерина: Прекрасно, что ты продолжаешь развивать этот проект. У тебя очень интересный путь: от участника до организатора. А какое влияние организация карьерных мероприятий оказывает конкретно на твоё профессиональное развитие? 

Мария: У меня вырабатывается skill переговоров. Каждый день мне приходится общаться с огромным количеством людей, чтобы добиться того, чего мы хотим. И, в принципе, все карьерные проекты и взаимодействие с теми же самыми партнерами очень многому меня учат. В первую очередь коммуникации: как правильно подобрать слово, когда нужно прийти, что нужно сказать. Люди очень разные, многие не любят слушать, поэтому зачастую нужно говорить очень четко и правильно. Плюс карьерные проекты – это очень хороший нетворкинг. К тому же, они дают очень хорошие практические  знания: о себе как о работнике и о построении своей карьеры. Скажу по секрету, когда я пришла первый раз устраиваться на работу, своё резюме я принесла с hh. И это, конечно же, могло бы быть большой проблемой для меня, но меня взяли на работу. Возможно, потому что я прошла собеседование хорошо, возможно, у меня хороший опыт, а возможно, во мне увидели потенциал. Так что карьерные проекты очень полезны в плане приобретения знаний и навыков. Во-первых, в планировании. Во-вторых, в написании собственного резюме. И в-третьих, в принципе, в том, что происходит на рынке труда, кто выступает партнёром, кто сейчас заинтересован в студентах. Для меня, как для студента, очень приятно слышать, что есть такие возможности. А как для работника, карьерные мероприятия – показатель того, что на этом карьера не заканчиваться, а её можно дальше строить и строить. 

Екатерина: Спасибо, что поделилась своим опытом в приобретении карьерных навыков. Думаю, твоя история послужит хорошей мотивацией для других студентов. Хочется также узнать, откуда ты черпаешь вдохновение для организации мероприятий? Как понимаешь, на что стоит сделать акцент, как улучшить, сделать более эффективным, привлекательным для студентов? Ведь любой проект требует обновления, модернизации. 

Мария: Ой, вопрос интересный и сложный одновременно. Первая идея приходит из хорошего анализа. Когда ты анализируешь школу, смотришь на показатели, на то, что было интересно, неинтересно. Ещё очень важна обратная связь. Всё, что было написано, сказано мимолетно, в диалоге, в специальной форме обратной связи – это всё принимается во внимание. Отсюда уже строятся какие-то новые форматы, помогающие избежать прошлых ошибок и вносящие обновления. Во-вторых, у меня немаленький опыт работы с такими проектами, как организация коротких школ, особенно с их геймификацией и созданием игровых оболочек. Поэтому для меня довольно интересно брать мой прошлый опыт и как-то интегрировать его в нынешние проекты, которые уже существуют. Также очень помогает дополнительное образование, которое даёт нам Вышка как сотрудникам. У нас есть возможность посещения различных курсов, лекций про педагогику, про то, откуда следует брать идеи, как их развивать. Особенно важна тема использования искусственного интеллекта, потому что это огромный ресурс, который может пригодиться в работе.

Екатерина: Это очень интересно! Ты также упоминала, что параллельно с организационной деятельностью занимаешься режиссурой роликов. Сейчас этот навык востребован практически для всех специальностей и интересует многих студентов. Можешь поделиться своим опытом развития в медиасфере? С чего стоит начать?

Мария: Что касается режиссуры коротких роликов для shorts или клипов в ВК, то этим я не часто занимаюсь. Просто периодически предлагаю какие-то идеи. Я специализируюсь на длинных видео. Таких, как, например, видео для ВШК прошлого сезона. Это моя первая режиссура в рамках проекта, но не первая в жизни. Как искать идеи для роликов? Нужно просто много смотреть. Проводить часы на YouTube, чтобы знать, какие форматы вообще существуют, и нарабатывать скилл насмотренности. Это как в КВН играть. Не придумаешь шутку, если не знаешь трендов. То же самое и в клипах. Это приходит с опытом. И даже если твой первый снятый клип не войдет в тренды, но он будет сделан. Из этой точки ты увидишь, где тебе стоит что-то поменять, может быть, акцентировать на чём-то внимание, что у тебя в этот раз хорошо получилось. Важно отметить, что я занимаюсь режиссурой не одна, а с видеографами, сводчиками, которые потом обрабатывают видео. То есть идея приходит не только из моей головы, а из нескольких точек сразу. Это хорошо тем, что, когда все мысли и предложения пересекаются, впоследствии они преобразуются в качественную работу. Ребятам, которые начинают снимать, я советую попробовать сначала короткие ролики до 2 – 3 минут, а затем уже практиковаться в монтаже длинных фильмов. Очень важно понимать, как работает монтаж видео, потому что без этого невозможно сделать качественный ролик. Для насмотренности можно брать интервью, короткометражки. Выбор очень большой. 

Екатерина: Спасибо большое за полезные советы. Так получается, что у тебя очень разнообразная карьерная деятельность: от организатора до режиссёра. Вопрос, связанный с этим: как преодолеть синдром самозванца, когда начинаешь заниматься чем-то новым? В последнее время он очень часто обсуждается, особенно среди студентов, которые только начинают карьерный путь. Возможно, у тебя есть какие-то базовые советы, как справляться с паникой перед началом чего-то нового? 

Мария: У меня тоже паника бывает перед началом чего-то нового, особенно когда я выхожу на сцену. И это совершенно нормально. Когда ты начинаешь работу над проектом или нарабатываешь новый скилл, главное — любить это дело. Потому что, например, в том же самом Media Lab, который у нас есть в Вышке, ребята приходят с совершенно с разным уровнем, но мне очень приятно приглашать оттуда студентов на наши проекты фотографировать. Ты говоришь им, какие кадры особенно хорошо получились, предлагаешь продолжить совместную работу, может быть, находишь новые ракурсы. Главное, чтобы не паниковать, — найти людей, которые будут тебя мотивировать, а не деструктировать . То есть, начиная новое дело, нужно найти сокомандников. Вместе и идти проще. Можно учиться друг у друга, как, например, происходит с изучением языков. Часто же ищут человека, с которым будут просто практиковаться. Это уже команда, вы уже идёте к цели вместе. Важно в этом случае, когда вы в команде, не недооценивать себя. Например, если у другого человека начинает получаться быстрее и больше, то не нужно ставить себя ниже него, у вас просто разные темпы. И это работает со всеми абсолютно. Каждый идёт в своём темпе, но каждый достигает в итоге какой-то точки. И, кстати, ещё одна вещь. Недавно я читала книжку. Она называется «Гении и аутсайдеры». Там очень хороший совет дан по поводу нарабатывания навыков. Чтобы стать мастером в своем деле, нужно потратить на него не менее 10 тысяч часов. То есть посчитайте, сколько это дней. 

Екатерина: Я, кстати, никогда не задумывалась о командной работе в таком ключе. Как будто бы, наоборот, всегда казалось, что в команде работать сложнее, потому что больше ощущение конкуренции.

Мария: Согласна, это необычный совет. Всё зависит от того, как настроишь команду. Вот, например, я со следующего года начну вести курс ««Профессия менеджера в современном мире». И я понимаю, что до этого преподавала только английский, занималась индивидуально с ребятами. А вот навык говорения на большую аудиторию у меня еще не сильно развит. И скиллы чтения лекций или семинаров во мне еще пока что не раскрыты. Поэтому моя тактика в следующем году — это не настроить студентов, что вот я пришла, вы меня слушаете. Напротив, мы пришли учиться вместе. Я новый преподаватель, а вы новые студенты. Так что давайте учиться друг у друга. Таким образом, нужно настроить команду в своём векторе, и тогда станет намного проще. 

Екатерина: Обязательно нужно будет попробовать. Поговорим теперь про академическую деятельность. Я знаю, что параллельно с работой в ЦРК ты также обучаешься в магистратуре. Чем обусловлен твой выбор образовательной программы? Связан ли он с твоими карьерными планами? 

Мария: Первоначально я очень хотела переехать в Санкт-Петербург. Также я основывалась на программу, которую закончила в бакалавриате, «Международные отношения». Мне хотелось изучать что-то, связанное с зарубежьем и иностранными языками. Магистерская программа «Международный бизнес в Азии» преподается на английском языке. Это меня очень обрадовало. К тому же, программа новая, поэтому я подумала, почему бы не подать заявку на раннее приглашение. В тот момент я была в Индии, где заканчивала годовую программу дополнительного образования, параллельно готовясь к поступлению в магистратуру. Так, я подала заявление на ранее приглашение на «Международный бизнес в Азии», «Менеджмент в индустрии впечатлений» и ещё две программы магистратуры по менеджменту. Собеседование с руководителем программы  проходило в Zoom, по итогам которого мне направили раннее приглашение. Во-первых, программа привлекает меня тем, что я не забываю английский язык. Во-вторых, это менеджмент, которому я хочу научиться, в котором сейчас работаю. И в-третьих, Азия. Мне, в принципе, интересен Китай. Я взаимодействую с китайцами, люблю иностранцев. Очень надеюсь, что моя дальнейшая карьера пойдёт именно в сторону Востока, и мой китайский язык как-то будет использован  в работе.

Екатерина: Ты упомянула обучение в Индии. Это была какая-то программа по обмену?

Мария: Я закончила бакалавриат, и вот как раз на четвёртом курсе бакалавриата учебный офис сделал нам рассылку о том, что есть программа Global Leaders’ Alliance. Это не обмен, это просто программа обучения для postgraduate students. Я зарегистрировалась на презентацию этой программы и самого университета. На презентации я услышала от организаторов, что, все расходы будут покрыты стипендией: проживание, питание, обучение, путешествие и многое другое, мне приходилось оплатить только визу. В итоге я решила попробовать. Подала заявку, документы. После знакомства с моими документами мне назначили собеседование. Я подключилась в Zoom, поговорила с двумя профессорами - руководителями программы и спустя неделю получила от них оффер. Целый год я училась там после бакалавриата, а потом приехала в Санкт-Петербург в магистратуру. Вот такой занимательный gap year у меня был. 

Екатерина: Ты довольно часто проходишь именно онлайн-собеседования. Как тебе кажется, исходя из твоего опыта, есть ли какое-то существенное различие между форматами собеседования, очным и онлайн? И если да, то на что стоит обращать внимание, когда узнаёшь о формате собеседования? 

Мария: Ой, на самом деле структура собеседования всегда одинаковая: вопрос-ответ. Просто формат Zoom удобнее: сидишь в рубашечке, рядом кружечка кофе. Но по собственным ощущениям, наверное, я люблю больше оффлайн общение. Собеседование вживую больше показывает человека, чем маленькая картиночка, квадратик, в который ты смотришь. По эффективности, я думаю, они одинаковые абсолютно. Ты везде пытаешься раскрыться, показать себя с разных сторон. Если говорить об онлайн-формате, то могут быть неполадки со звуком, связью, компьютер может сломаться  в любую секунду. А при живом  общении такое исключено.

Екатерина: Просто я слышала, что некоторые очень переживают, когда собеседование проходит заочно, потому что так сложнее считать реакцию того, с кем говоришь, и не знаешь, как реагировать. 

Мария: Соглашусь с тобой по этому поводу. Но люди иногда обладают настолько хорошим эмоциональным интеллектом, что даже на живом собеседовании не удается понять, как себя чувствует твой интервьюер. Если тебе очень плохо от этого, то дам лайфхак. Если ты хочешь узнать пораньше результаты или оценку, в принципе, тебя, то ты можешь в конце собеседования спросить: «Я надеюсь, вам было очень приятно со мной общаться. Могли бы вы дать мне пару слов обратной связи о моем сегодняшнем выступлении?». Всё, так вы закроете гештальт и будете спокойно спать этой ночью.

Екатерина: Очень полезный совет! Имея опыт обучения за рубежом, как тебе кажется, есть ли какие-то существенные отличия от нашей системы обучения? Возможно, плюсы или минусы, которые для тебя показались наиболее значимыми? 

Мария: Всё очень сильно зависит от страны. В нашем университете используется западная система обучения, поэтому студентам ВШЭ проще, так как не нужно перестраиваться. Были языковые проблемы, потому что я приехала с минимальным знанием английского. Не знаю, как я выдержала собеседование. Кстати, это было первое собеседование, к которому я серьёзно готовилась. Я брала уроки английского языка с преподавателем, мы вместе разбирали возможные ситуации и вопросы. Она задавала мне их, я отвечала ей как на реальном интервью. Приехав в Индию, я набралась опыта, начала свободно разговаривать на английском без языкового барьера. Мне это очень помогло в дальнейшем и, в принципе, в позиционировании себя как специалиста. 

Екатерина: Думаю, это очень полезный опыт. Расскажи, пожалуйста, как тебе удается совмещать такие разные виды деятельности: менеджмент, режиссуру, преподавание? 

Мария: В этом плане у нас очень гибкий график. Работая в университете и плюс ко всему взяв преподавательскую нагрузку, я подразумеваю, что какую-то часть работы я буду делать автономно. Я понимаю, что пока не рушится процесс моей основной работы, я могу брать нагрузку. То есть с учебой и работой было нормально, сейчас возьмём ещё вторую, посмотрим, как будет. 

Екатерина: Неплохой подход. А что бы ты могла посоветовать студентам, которые только начинают свой карьерную путь, возможно, хотят попасть на свою первую стажировку? 

Мария: Первое – не оттягивать. Если появляется желание, начинать уже искать, смотреть и анализировать то, что сейчас есть. Во-вторых, не готовиться в никуда, а сфокусироваться на определённой стажировке, которую вы хотите получить. Готовясь на все 10 сразу, особенно если они ещё по разным направлениям, вы не получите ни одной. Необходимы либо смежные направления с похожими требованиями, либо одна определенная вакансия, к которой вы прямо усердно готовитесь. Из этого следует третий совет: не ставьте все на один кон. Не всегда 100 % выигрыш может быть, поэтому нужно иметь планы Б, В, Г и Д. Четвертое: нужно не ограничивать себя только стажировками, подготовками к этим стажировкам. Стоит также пробовать участвовать в каких-нибудь внутренних проектах. Я не говорю именно про мероприятия нашего университета. Помимо них, есть кейс-чемпионаты, муткорты, хакатоны и так далее. Существует очень много внеучебных конкурсов по разным направлениям, через которые вы потом можете найти разные стажировки. Пятое – это формирование собственного резюме. После составления обязательно дайте его кому-нибудь, может быть кому-то из наших специалистов Центра развития карьеры, посмотреть, проверить на правильность, чёткость и структурность оформления, потому что можно написать многое, но уверена, 80% студентов ещё не знают, что такое точность и рациональность в резюме. Ну и последнее, наверное: чем раньше начинаешь, тем лучше получаешь. У нас есть много примеров, когда ребята с первых курсов целый год ходят к нам на разные лекции, собеседования. К концу года они уже получают возможность пройти стажировку. Поэтому мир и труд всё перетрут!

Екатерина: Спасибо за такие детальные рекомендации! Надеюсь, они помогут студентам обрести уверенность и замотивируют действовать. И остался последний короткий вопрос, своеобразное summary нашего разговора. Продолжи, пожалуйста, фразу: «Главный секрет успешной карьеры заключается в...»

Мария: Дисциплине. Все мы любим красиво говорить, но дисциплина – это самое важное, потому что без неё не придёшь к кому-то результату.

Екатерина: Спасибо тебе большое за интервью! Я очень надеюсь, что студенты, почерпнут из твоего опыта что-то для себя, вдохновятся на личные свершения. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.